Дома высокой культуры: выбор экспертов

Каково это – жить по соседству с культурными объектами?

Ключевой темой деловой программы ежегодной выставки «Арх Москва», которая стартует 8 октября, станет «Архитектура – искусство»: «Искусство управления», «Искусство созидания», «Искусство мышления», «Искусство диалога». Поэтому нынешний обзор редакция «Как потратить» посвятила самым ярким домам, возведенным в симбиозе с объектами культуры – театрами, музеями, концертными площадками. И сделала это неспроста: перед нами – очевидный тренд.

Локация и близость знаковых объектов все чаще определяют формат и концепцию жилья уже сейчас, а в будущем этот тренд только усилится, не сомневается Ольга Зыблая, директор по продажам VLR Group. Жилье «при театре», дверь в дверь с театром или прямо в театре давно стало символом принадлежности к определенному кругу. 

Формат уже надежно «обкатан» в других странах, например в Malmaison Birmingham на месте Оксфордского замка есть сразу и апартаменты, и рестораны, и картинная галерея, и центр образования. Квартал Peninsula Place на Гринвиче (рядом находится Гринвичская обсерватория) по проекту включает в себя многофункциональное пространство на высоте 24 м с прогулочной зоной, торговой галереей, пересадочной станцией для электричек из Лондона и пригородов. В трех зданиях – жилье, концертная площадка, театр, офисы, отель, спортивные клубы и даже киностудия. 

«Квартира в «доме с именем» (театра, музея, культурного пространства) последние пять лет вообще намного более привлекательна для покупателей, чем просто дорогая квартира. Это неудивительно: правилом хорошего тона стало не только ходить в театры и музеи, но и быть их «другом» (читай – меценатом), а в идеале – еще и жить рядом», – комментирует Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group. 

Будущие проекты – жилые и многофункциональные, по мнению эксперта, скорее всего, пойдут также по этому пути, уже не продавая «город в городе», но выбрав один якорь «для своих» и позиционируя квартиру в определенном доме как входной билет в сообщество. Кафе, спортивный комплекс, химчистка, салон красоты есть теперь везде. Театр или картинная галерея мирового уровня рядом – только у избранных. 

С введением ряда ограничений в пандемию многие игроки рынка предсказывали прежде всего бум жилых комплексов с качественной «офисной» составляющей – коворкингами, отдельными кабинетами для работы, переговорными и прочими помещениями. Данные опции действительно пользовались спросом, в том числе – в сегменте краткосрочной «коронавирусной» аренды. Но при этом ключевыми бенефициарами стали и объекты, в основе которых заложена философия жить среди того, что любишь, и тех, кто все это любит. И их оказалось отнюдь не меньше. 

Предлагаем ознакомиться с пятью наиболее яркими проектами и союзами культуры и девелопмента...

За океаном, как правило, идут своим путем: проекты-гибриды там создают по принципу «если культура не пришла ко мне, я сам у себя сделаю культуру».

Тема «культурного» соседства вполне успешно (хотя изначально и невольно) обыграна, например, с Teatro di Marcello в Риме – единственным сохранившимся из построенных при империи театров, который частично используется как жилой дом. От театра, бывшего на протяжении 350 лет одной из главных сцен Рима, сегодня осталось только шестнадцать арок на высоту двух этажей, а первая жилая пристройка появилась благодаря семье Фаффо, основавшей здесь в XII веке крепость. В XIV веке крепость стала особняком Савелли, а потом была выкуплена кланом Орсини. Последние же владельцы сделали ее доходным домом, сдав частично под квартиры, а частично – под лавки. Лавки, магазины и склады были убраны только в 20-х годах прошлого века, однако жилую часть решили сохранить.

В свою очередь, Робер Оссейн, возглавивший парижский Theatre Marigny на площади Мариньи близ Елисейских Полей и многочисленных достопримечательностей исторического центра, с самого начала заявил, что намерен «по полной обыгрывать культурный код места». А обыгрывать было что – в самом Театре Мариньи, например, опереттами дирижировал Жак Оффенбах, а живший на авеню Мариньи Герцен написал «Письма из avenue Marigny». В итоге на открытии Театра Мариньи после реставрации Франсуа Пино – собственник театра, меценат, филантроп и покровитель современной живописи – сообщил, что «у всех нас появился еще один повод жить в 8-м округе, чтобы ходить в Мариньи пешком».

Миланская La Scala – один из главных оперных театров мира – находится в самом сердце Милана, не раз реставрировалась и восстанавливалась (в том числе после Второй мировой войны) и сегодня остается для многих главным поводом для посещения этого города. Неподалеку от театра, в квартале Brera, расположился и пятизвездочный апарт-отель. Рядом с La Scala вообще дома с одними из самых дорогих лотов не только в Италии, но и в Европе, и, по словам итальянских риелторов, многие потенциальные покупатели все чаще начинают запрос именно с «хочу купить жилье рядом с La Scala».

За океаном же, как правило, идут другим путем, изначально создавая проекты-гибриды по принципу «если культура не пришла ко мне, я сам у себя сделаю культуру». Например, однажды архитектор Заха Хадид построила в Нью-Йорке дом с кинотеатром IMAX – 520 West 28th Street. Одиннадцатиэтажный комплекс апартаментов стал одним из последних и самых интересных проектов Хадид: в здании нет ни единого угла, а форма гладких скругленных стен и панорамных окон напоминает капли воды. Фасад выполнен из стекла и металла, причем металлические детали соприкасаются друг с другом и выступают за плиты полов, образуя балконы и террасы с округлыми краями. Это – тоже дань ДНК места: в этой части Манхэттена еще сохранилось большое количество зданий, облицованных чугунными панелями.

Еще один проект в Нью-Йорке – 22-этажное здание-трансформер One Theatre Square – также называют «символом культурной Америки в девелопменте». 

В России проектов, в ДНК которых – близость театров или знаковых кинотеатров, пока единицы. Например, клубный дом Turandot Residences открылся несколько лет назад дверь в дверь с Театром им. Вахтангова. В интерьерах дома авторы проекта – а среди них Джейд Джаггер, дочь знаменитого вокалиста группы The Rolling Stones, британский художник и дизайнер интерьеров, – попробовали рассказать если не всю, то уж точно большую часть истории легендарного театра.

Интерьер здания насыщен театральными аллюзиями: глубокий винно-красный цвет, изысканный узор отделки стен и элегантные светильники отсылают к эстетике классического театра, золотые элементы в декоре стен, дверей и дверных ручек перекликаются с образом восточного веера из постановки «Принцесса Турандот». В отделке натуральные материалы: европейский дуб, белый итальянский и черный испанский мрамор, красное дерево, белая кожа, латунь, итальянское молочно-белое стекло, редкие породы камня, полированный металл. 

Читайте также