Родченко – в каждый дом

Новый проект фонда Still Art отправит наследие советских гениев фотографии в регионы

Учредитель фонда Still Art Елена Карисалова запускает региональный просветительский проект фонда: выставки Грановского, Родченко, Лагранжа отправятся по городам России вкупе с образовательными программами.

«Коллекционирование – это наша своеобразная семейная традиция, – рассказывает Елена Карисалова. – В России фотография как самостоятельный вид искусства появилась только к концу 90-х годов. Изучая ее, я постепенно находила своих авторов, любимые жанры и направления».

Коллекция Елены Карисаловой началась в 2004 году с фотографий советского классика Владимира Лагранжа. «Тогда мы с мужем Михаилом Карисаловым только переехали из Санкт-Петербурга в Москву и активно ходили по выставкам. Так я познакомилась на выставке в ЦДХ с галереей Люмьер и ее основателем Натальей Григорьевой-Литвинской. Через много лет я не только приобретала работы в галерее, но и открыла несколько выставок в Центре фотографии, – говорит Карисалова. – Мой муж уже 20 лет показывает предметы из семейного собрания в музеях Санкт-Петербурга, а также разыскивает и выкупает предметы, когда-то входившие в музейные собрания, возвращает их в государственные музеи. Мы передали весной 2019 года около 100 предметов античной коллекции в дар Пушкинскому музею».

Для Елены Карисаловой коллекционирование фотографии и популяризация фотоискусства – это не романтическое увлечение, а важная миссия: «Понимание того, что работа с коллекцией – это не только приобретение произведений искусства, но и деятельность в области просвещения, помогла мне принять решение о создании своего фонда».

Фонд Still Art специализируется на советском и западном фотографическом искусстве, собирает авторские отпечатки, отражающие развитие жанра, эволюцию фотографического искусства за последние 100 лет. Основная часть коллекции – это фэшн-фотография, в том числе обложки журнала Vogue XX века. «Мы собрали авторские отпечатки и винтажные работы таких фотографов, как Хельмут Ньютон, Ирвин Пенн, Ричард Аведон, Патрик Демаршелье, Энни Лейбовиц, Херб Ритц», – говорит Елена Карисалова. Сейчас в коллекции насчитывается более 130 произведений сорока авторов, которые сформировали жанр модной фотографии.

За время работы фонд Still Art создал несколько успешных музейных проектов: презентация коллекции «Fashion-фотография XX–XXI веков» в ГМИИ им. Пушкина (2018), выставки «Коллекция Still Art. Избранное» в Мультимедиа Арт Музее (2018), «Данил Головкин. Faces» (2019), «Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation» (2020) и «Наум Грановский. Москва 1920–1980» (2020) в Центре фотографии имени братьев Люмьер.

После нескольких успешных выставочных проектов в Москве фонд решил предложить свой продукт для более широкого знакомства и намерен представить классиков советской фотографии в российских регионах. «Вместе с нашим партнером, основателем галереи братьев Люмьер Натальей Григорьевой-Литвинской, мы хотим решить несколько важных задач. В первую очередь – популяризация фотографического искусства, и в частности творчества трех китов советско-российской фотографической школы – Родченко, Грановского, Лагранжа», – поясняет Карисалова. Кажется, уже каждый знает советских авангардистов: в региональных музеях по всей стране встречаются работы Малевича, Кандинского, Михаила Ларионова. Но если советский авангард уже детально изучен, то в фотографическом наследии того времени еще очень много пробелов, отмечает Елена.

Фонд начал активную работу над материалами советского периода в 2019 году. «В сотрудничестве с Натальей Григорьевой-Литвинской и семьей Александра Родченко мы создали проект, состоящий из фотографий двух его портфолио из нашей семейной коллекции, дополненный образовательными лекциями и экскурсиями по выставке, – рассказывает Карисалова. – Интерес зрителя к нему превзошел все мои ожидания. Я поняла, что мне необходимо продолжать проект, поддержать его путешествие по стране, дать возможность другим музеям и их посетителям прикоснуться к основам нашей фотографической школы».

Все авторы и проекты очень разные: Родченко  – пионер авангарда,  Владимир Лагранж – классик советской оттепели, Наум Грановский – главный архитектурный фотограф Москвы...
Елена Карисалова
учредитель фонда Still Art

Все три выставки – Александра Родченко, Владимира Лагранжа, Наума Грановского – фонд ранее представлял в Центре фотографии имени братьев Люмьер. «Мы увидели, что эти выставки пользовались большим успехом, огромное количество людей приходило и на экскурсии, и на лекции. Все авторы и проекты очень разные: Родченко из нашей семейной коллекции – пионер авангарда, на выставке собраны все его хрестоматийные работы; Владимир Лагранж – классик советской оттепели, очень душевно близкий мне фотограф, его работы стали признанной классикой советского искусства, они отражают расцвет гуманистического направления; Наум Грановский – главный архитектурный фотограф Москвы, по работам которого можно изучать советскую архитектуру разных эпох. Выставка Грановского проходит в Центре Люмьер прямо сейчас, мы открыли ее в начале сентября», – рассказывает Елена Карисалова.

Все проекты созданы для самой широкой аудитории, не только специалистов в фотографии, поэтому экспозиции сопровождают образовательные программы с научно-популярными лекциями. Выставка Родченко расскажет об авангарде и экспериментах в фотографии начала прошлого века, Лагранж покажет эпоху оттепели, а Грановский – экскурс в историю советской архитектуры. Работы для экспонирования будут предоставляться бесплатно, все выставки – с готовым оформлением, дизайном, аудиогидами, озвученными известными актерами и ведущими.

Также можно будет познакомиться с каталогами работ: монография Наума Грановского совсем недавно вышла из печати и была показана на открытии выставки в Центре фотографии. Сейчас верстаются каталоги Родченко и Владимира Лагранжа, пожалуй, они станут настоящими учебниками по истории фотографии. «Я сделаю все возможное, чтобы это издание не только появилось на столах коллекционеров, но также стало доступно библиотекам, университетам и школам по всей стране, – отмечает Елена Карисалова. – Творчество Грановского всегда представляло особый интерес для всех, кто изучает фотографию XX века. Книга показывает, как менялась Москва на протяжении шестидесяти лет, поможет вспомнить о забытых страницах истории города».

Образовательную программу к выставке Александра Родченко курирует правнучка Родченко, искусствовед и преподаватель Строгановки Екатерина Лаврентьева. В рамках программы собраны лекции от ведущих специалистов – Андрея Сарабьянова, Константина Еременко и Ильи Старкова. В лекциях к выставке Владимира Лагранжа разговор пойдет об эпохе «оттепели» и развитии гуманистического направления в фотографии 1960-х годов. Кстати, аудиогид к выставке Лагранжа озвучил музыкант Андрей Макаревич. Потрясающие экскурсии по выставке Наума Грановского проводит директор Музея архитектуры им. Щусева Елизавета Лихачева, они погружают зрителя в историю Москвы и советской архитектуры.

В планах фонда показать выставки в Томске, Екатеринбурге, Владикавказе, Санкт-Петербурге и других городах. Выставочный график сейчас рассчитывается уже и на 2021 год, но как пандемия повлияет на эти планы, будет ясно позже. «Я очень надеюсь, что проект фонда будет способствовать тому, чтобы люди, живущие вдали от больших музеев, вдали от столицы, имели возможность в своих городах видеть и узнавать новое. Фактически мы хотим, чтобы каждый, находясь у себя дома, побывал в центре национального и, возможно, мирового искусствоведческого и культурного пространства», – говорит Елена Карисалова.

Читайте также