Альметьевские сказки: дневник одной поездки

«Татнефть» помогла городу превратиться в столицу паблик-арта

В нефтяную столицу Татарстана, Альметьевск, наверняка в скором времени направятся потоки туристов. А все из-за одного проекта. Точнее, уже не одного. Хотя, когда все это затевалось три года назад, о туристах никто и не думал – все преобразования были обращены к самим горожанам.

...В Нижнекамск мы прилетели засветло. Приветствие «Уважаемые пассажиры, сейчас вам будут поданы автобусы!» и лозунг «Бегишево» – лучший аэропорт России» сходу вызвали легкую иронию. Впрочем, московский снобизм довольно быстро развеялся. «Бегишево» и правда в 2018-м был признан лучшим среди российских международных аэропортов с пассажиропотоком до 2 млн человек. Хорошее начало было положено. Ну а через час пути в сгустившихся сумерках началось погружение в сказку.

Сквозь мелкий дождь лазерные лучи рисовали бегущие огни и диаграммы – на стенах и трубах старой котельной разворачивалось впечатляющее цифровое шоу. Казалось, в этой сумасшедше пульсирующей точке (инсталляция, созданная московской группой «Сетап», так и называется – «Точка», или по-татарски «Нокта») сошлись все силы земли. Космический контекст поддерживало и мерцание соседней стальной скульптуры, символизирующей газовый факел. Причем слово «космический» здесь надо понимать буквально: благодаря специальной компьютерной программе освещение «языков пламени» факела меняется в зависимости от колебаний солнечной активности.

Но такие подробности выяснились уже наутро, когда свою работу представил художник Виктор Поляков. Тогда же, при свете дня, стало очевидно, что все сооружения котельной сплошь покрыты муралами, рассказывающими о происхождении нефти – главного богатства Альметьевска и главного источника благосостояния его жителей.

По одной из версий, на месте нынешнего города находилось дно древнего океана. Населяющие его рыбы, трилобиты и прочие доисторические организмы, чьи останки в результате долгих и сложных процессов преобразовались в нефть, волей московского художника Артема Стефанова вышли из небытия и перебрались на стены прежде абсолютно невзрачной советской постройки.

Эти объекты были созданы в рамках пятилетней паблик-арт-программы «Сказки о золотых яблоках», стартовавшей в Альметьевске в 2017 году. За это время, по расчетам ее инициатора, градообразующей компании «Татнефть», и «исполнителя», питерского Института исследования стрит-арта, город должен измениться и визуально, и ментально. А альметьевцы – не только получить эстетически привлекательную и комфортную для жизни среду, но и проникнуться уважением к тысячелетней истории и культуре своих предков, «прирасти душой» к родному городу и ощутить сопричастность ко всему происходящему в нем сегодня, найти здесь свое место и открыть важные для себя смыслы.

«Мы хотим, чтобы люди оставались в городе» – так была заявлена цель проекта, прежде всего обращенного к альметьевской молодежи. Недаром в его названии упомянута старинная татарская сказка: «золотые яблоки» – так образно говорится в ней о детях, главной ценности татарской семьи.

«Формально вы видите типовой советский город, который был основан после войны, когда здесь нашли нефть. Малоэтажный, с классической типовой застройкой. Но на самом деле город вырос из старинной деревни. И люди до сих пор живут здесь в нескольких плоскостях этого «воображаемого места»: город древнее и ближе к природе, к земле, чем его стены. Кроме того, здесь издавна жили вместе и татары, и чуваши, и русские – как и в целом в Татарстане, здесь был такой большой плавильный котел. Здесь сошлись различные исторические и культурные слои. Когда я это увидела, то поняла, что просто приехать и что-то нарисовать – здесь не будет работать. Потому что есть мощные корни. Здесь очень много нюансов, много символизма, сквозь который внимательный наблюдатель может услышать таинственный мир волшебства. И теперь эти нюансы можно увидеть в городе», – рассказывает куратор программы, сооснователь Института исследования стрит-арта Полина Ёж.

Поэтому, прежде чем появились первые арт-объекты, была запущена большая исследовательская работа с привлечением историков, культурологов, фольклористов, антропологов – причем важной ее частью стало не только изучение музейных и архивных фондов, но и живое общение с жителями города и его окрестностей.

В итоге сформировалась «сказочная» концепция проекта и выявились все те значимые образы и сюжеты, которые наполнили собой Альметьевск благодаря художникам, приглашенным из самых разных стран.

Наиболее масштабное воплощение паблик-арт-программы – муралы, настенные росписи, оживившие безликие типовые кварталы. На въезде в город вас встречают «Пять чайников» (Агостино Якурчи, Берлин), словно приглашая за стол и напоминая о традициях татарского гостеприимства. Византийская фреска с изображением батыра, побеждающего змея (Fikos, Афины) идеально повторяет краски окружающих Альметьевск холмистых пейзажей. В настенной «гравюре» под названием «Госпожа Гусыня: традиция и свобода» (Николас Санчез / AlfAlfa, Монтевидео) находит отражение мифологический образ татарской женщины. Серия муралов «Азбука» знакомит с уникальными буквами татарского алфавита.

Все эти работы вместе (сейчас их уже около 30) сливаются в единую историю, которую хочется «распутывать» и узнавать. Тем более что по задумке архитектора проекта Андрея Воронова муралы появились по маршруту уже существовавшей сети велодорожек (построенной датчанами по заказу «Татнефти»).

Постепенно в программу стали вовлекаться жители Альметьевска – начиная от совместного создания арт-объектов (в частности, уникальной настенной вышивки, придуманной испанкой Ракелью Родриго) и заканчивая проведением авторских экскурсий (изначально адресованных самим горожанам, но набирающих все большую популярность у туристов).

Арт-проекты этого года – попытка осмысления тех глобальных кризисных явлений, с которыми всем нам пришлось столкнуться. И альметьевцы участвуют в этих проектах практически на равных с художниками. Над приемным отделением центральной больницы как трибьют медикам и пациентам, столкнувшимся с неизведанным вирусом, появился мурал-коллаж «Белые цветы» (Иван Найнти, Протвино), символизирующий и древнее искусство врачевания, и надежду на исцеление.

Подхватывая тему, под окнами больничных палат горожане высадили полторы тысячи луковиц стойкого и выносливого цветка – белого крокуса. В свою очередь, силуэтами цветов «вышита» световая инсталляция (архитектурное бюро «11»), словно дополняющая живые посадки.

...Сквозь взрытый асфальт пробиваются ростки – таким видится ландшафтному инженеру, москвичу Игорю Сафиуллину образ гармоничного сосуществования города и природы. И школьники, ученики биологических классов, помогают воплотить этот образ, высаживая меж расколотых глыб асфальта семена диких растений-эндемиков – такие «островки» составят основу будущего Индустриального сквера…

Безусловно, одним внешним преображением города молодежь не удержать. И в «Татнефти» это хорошо понимают. «Чтобы люди не хотели уезжать, они должны почувствовать, что могут здесь реализоваться – и не только в работе. Но для этого нужны возможности. И мы эти возможности можем предоставить», – говорит гендиректор компании Наиль Маганов.

И потому помимо паблик-арта запускаются и другие программы развития. Открывается крупный общественно-культурный комплекс «Алмет», где работают оснащенные по последнему слову классы IT-обучения и планируются творческие мастерские, а также развернута масштабная коллекция восточных музыкальных инструментов. На живописном берегу реки Зай строится кампус будущей Высшей нефтяной школы и готовится заключение контракта со Школой гостиничного менеджмента Лозанны. Принимает первых учеников уникальная Школа анимации, созданная совместно с «Союзмультфильмом» и оснащенная профессиональным оборудованием. Уже заказан орган для нового концертного зала и спроектирована картинная галерея.

В общем, альметьевцам можно только позавидовать.

Читайте также