Почему растет интерес к керамике?

Подробности – на выставке в музее-заповеднике «Царицыно»

Давно питаете страсть к керамике? Или только присматриваетесь к ней? Или вообще не считаете ее предметом серьезного обсуждения? Масштабная выставка «Керамика. Парадоксы» в Царицыне призвана развенчать расхожие мифы и показать этот вид декоративно-прикладного искусства во всем его необыкновенном разнообразии. Не исключено, что она подвигнет вас на коллекционирование или даже на собственные керамические опусы.

«После пандемии мир уже не будет прежним» – эти слова мы чаще слышим в негативном контексте. Тем не менее у медали всегда две стороны. Внезапно оказавшись запертыми в своих домах (квартирах, на дачах, виллах и в резиденциях), мы с особым пристрастием стали вглядываться в окружающее нас пространство. И, возможно, именно благодаря карантину кто-то из нас впервые остро ощутил потребность в том, чтобы сделать это пространство не просто модным и отвечающим актуальным дизайнерским трендам, но еще и теплым, уютным, дружелюбным – одним словом, таким, чтобы в нем, как в ковчеге, можно было с комфортом – и физическим, и эстетическим – переносить любые внешние бури.

Среди прочего многие обратили внимание на керамику. По крайней мере, как свидетельствует со слов своих европейских коллег Татьяна Пунанс, художник, куратор выставки в Царицыне, продажи керамических изделий возросли. «Людям все время нужна какая-то доза эмоциональных впечатлений, какой-то радости. И если они не могут, допустим, поехать на море, но могут купить себе красивую штуку в дом, то это тоже радость», – полагает Татьяна.

Справедливости ради стоит сказать, что волна интереса к керамике начала подниматься еще за несколько лет до локдауна. Недаром то же Царицыно объявило 2019-й Годом керамики и отметило его пятью разнообразными выставками, а также появлением «керамических пикников» – своеобразных парковых мини-выставок, где авторы и посетители могут запросто свести знакомство друг с другом, в том числе на предмет будущих заказов.

Нынешняя масштабная экспозиция музея продолжает и венчает эту тему. По замыслу кураторов она показывает необыкновенное разнообразие форм, жанров и сюжетов, в которых может воплощаться керамика, и помогает посетителям в этом разнообразии сориентироваться.

«В понимании большинства ряд вещей, которые демонстрируются у нас, – вообще не керамика», – поясняет Татьяна Пунанс. И действительно, многие ассоциируют этот материал в основном с кружкой, кувшином или свистулькой. А как насчет панно, керамических пластов или даже садовой мебели? Те, кто бывал в Абрамцеве, наверняка восхищался фантастическими каминными изразцами и знаменитой майоликовой скамьей работы Врубеля. Но ведь чем-то подобным – какими-то уникальными архитектурными и дизайнерскими элементами, деталями, панно или скульптурами – возможно украсить и свое собственное жилище, обратившись, например, к современным художникам-керамистам, чьи работы сейчас представлены в Царицыне. И ваш дом заиграет совершенно новыми красками.

«Даже если человек купит авторскую посуду, его жизнь изменится, – уверяет Татьяна. – В Азии, да и в Европе в приличных семьях вообще не принято иметь заводскую посуду на столе. Ты же индивидуальность, личность! Как такая важная вещь, с которой ты встречаешься столько раз в день, может быть безликой! Посуда должна быть персонифицирована – либо сделана самим тобой, либо куплена у очень серьезного автора».

Безусловно, чтобы сформировать свой вкус и найти своего автора, нужно как можно больше «смотреть» керамику: обойти массу мест, от хендмейд-маркетов и ярмарок до галерей, музеев и выставок. И в этом смысле Царицыно может послужить хорошей школой, поскольку предлагает вниманию посетителей произведения самого высокого художественного уровня.

Все экспонаты распределены по 10 залам, начиная с древних мифологических образов, воплощенных в глине, и заканчивая символической дровяной печью-ноборигама и работами, реально обожженными в такой печи (она построена в маленьком городке Гаврилов-Ям, который уже на протяжении нескольких лет становится местом «слета» лучших керамистов планеты).

Значительный массив экспозиции составляют вещи, созданные во второй половине XX века, в том числе членами известной ленинградской арт-группы «Одна композиция». Но есть и зал «Большие имена» с шедеврами Пабло Пикассо и Фернана Леже, Александра Головина и Михаила Врубеля. Среди участников выставки – лучшие современные российские авторы: Михаил Копылков, Николай Туркин, Владимир Цивин, Марина Степанова-Ланская, Татьяна Бригадирова, Елена Скворцова. «Простые» и «непростые» вазы и кувшины, мелкая пластика и живопись на керамических пластах, сложные многопредметные композиции и инсталляции на самые разные темы, от милых зарисовок природы до серьезных размышлений о религии, экологии, глобализации…

В названии выставки недаром есть слово «парадоксы»: кажущийся хрупким материал на самом деле может быть очень прочным – как, например, столовый гарнитур Виктора Николаева, почти год служивший по своему прямому назначению в Царицынском парке. «Это что – тоже керамика?» – наиболее частый вопрос тех, кто впервые видит смятые «пластиковые» бутылки, туфли, окурки и пачки из-под сигарет в композиции Анастасии Чариной «Береговая линия» или же потрясающую «костюмную пару» – «Сюртук Роберта Бернса и платье Джин Армор» работы Михаила Копылкова.

«Мне кажется, керамика всемогуща. И она удивительно соразмерна человеку. Керамика может быть предметом высокого искусства и в то же время – частью вашего дома, вашего повседневного быта», – говорит куратор Юлия Киселева, приглашая в зал «Эволюция вазы», где разворачивается «красноречивый» спор об утилитарности и декоративности, о пользе и красоте. «Когда вы обзаводитесь своим домом, у вас появляется первая ваза: вам просто надо куда-то поставить цветы. И вам важно, чтобы букет с вазой составляли единое целое. Но в какой-то момент в вашей жизни появится ваза, которая вообще не будет нуждаться в букете. Она будет настолько хороша сама по себе, что утилитарная функция уйдет на второй план. А дальше может быть история с вазой, которая лишена утилитарной функции в принципе, – тут Юлия обращает внимание на будто состоящую из цветных обручей вазу Людмилы Крутиковой и лежащую «амфору» Галины Антиповой. – Эти вещи уже совсем про другое – про ваши впечатления, про вашу радость».

Да, радость, а еще восторг, удивление и… желание потрогать, обнять, немедленно купить – такие чувства наверняка испытают многие посетители выставки. Вероятно, предвидя этот эффект, кураторы предложили художникам сделать небольшие капсульные коллекции, и в сувенирной лавке музея теперь запросто можно приобрести какую-нибудь «безделушку» от топового автора – допустим, нежнейшую фарфоровую чашку Татьяны Бригадировой. «Это хороший способ начать коллекционировать керамику, – говорит Юлия Киселева. – К тому же сейчас довольно легко познакомиться с художниками. Все они представлены в соцсетях и весьма активно общаются с поклонниками».

Ну а если вы сами захотите стать автором, почему не попытаться реализовать свое желание? «Как преподаватель с большим стажем, могу сказать, что, если у вас есть талант, он будет мучить вас всю жизнь, пока не проявится, – говорит Татьяна Пунанс, которая является также создателем частной Школы керамики. – Где-то в возрасте 40 лет многие люди позволяют себе изменить судьбу, они идут учиться и чувствуют себя счастливыми».

Конечно, тут не должно быть иллюзий – за подлинными шедеврами стоит не только яркая творческая личность и хорошее образование, но и годы кропотливой работы. Впрочем, если чувствуете в себе силы, вперед!

Выставка «Керамика. Парадоксы» работает в музее-заповеднике «Царицыно» до 27 июня.

Читайте также