Живопись или мозаика? Мнение

Два творческих хобби Марии Чернобровкиной, директора Американской торговой палаты в Санкт-­Петербурге

Как любимое хобби находит дорогу к человеку? В жизни Марии Чернобровкиной страсть к мозаике естественным образом произросла из увлечения живописью, которому уже больше десяти лет. Специального художественного образования Мария не получала и склонности к рисованию за собой не замечала, пока однажды, вернувшись из отпуска в Италии, не ощутила почти в буквальном смысле «жжения в руках». «Ощущение было таким сильным, что я отчетливо осознала: если сейчас не возьму в руки кисть и не нарисую ­что-нибудь, то просто не найду себе места», — вспоминает Мария. «И тогда я отправилась заниматься в одну петербургскую студию живописи. И должна сказать, что рисование очень серьезно изменило тогда меня, мой характер и, как следствие, мир вокруг. Я перестала переносить в дом рабочие проблемы, перестала принимать близко к сердцу те или иные бытовые трудности».

В свободное время Марии нравилось выезжать на так называемые painting vacations, когда путешественник целенаправленно приезжает в живописное место, например в Италии или во Франции, и проходит там мастер-­класс, обучаясь у известного художника, соединяя таким образом увлекательные туристические впечатления и полезный художественный опыт. Мария создала более сотни полотен, а для хранения холстов, кистей, подрамников и прочих художественных материалов ей в свое время пришлось построить в квартире антресоль.

В какой-то момент живописи стало не хватать, подспудно росло желание расширить художественные горизонты, и вот однажды на фейсбуке Мария увидела объявление, приглашавшее посетить студию мозаики «Сад Гранат». На первом же занятии стало понятно, что новое увлечении станет родным, и очень скоро новое хобби, которому уже около двух лет, с головой затянуло Марию в свой водоворот.

Произведения Марии не только создаются в подарок для друзей и близких, но и уже начали «выходить в свет». Две работы Марии Чернобровкиной приняли участие в выставке «Мозаичные интерпретации. Пейзаж в живописи импрессионистов», которая проходила в особняке Румянцева с 19 сентября по 4 октября нынешнего года и представила мозаичные работы учеников и преподавателей Школы мозаики «Сад Гранат».

Интересно, что мозаичные произведения Мария создает не по собственным эскизам, а черпает вдохновение в произведениях классиков — Климта, Ван Гога, французских импрессионистов. «Мозаику многое роднит с живописью: те оттенки стекол, которые сейчас выпускаются, имеют столько цветовых нюансов, что можно играть с эффектом светотени, имитировать эффект акварельной живописи — выразительных возможностей просто неисчерпаемое количество», — отмечает Мария.

Если живопись для Марии — это в большей степени вдохновение, возможность воплотить на холсте свои фантазии, то мозаика — это более прикладная история. «Возможно, в тот момент жизни, в который я встретилась лицом к лицу с мозаикой, мне требовалось именно прикладное хобби, ремесло: ты берешь инструменты, колешь камень или стекло, — рассказывает Мария. — И даже когда ты посредством мозаики повторяешь живописную работу, созданную другим художником, элемент творчества здесь все равно колоссальный — ведь именно ты решаешь, какой материал ты выберешь, как будут играть цветовые оттенки и так далее. И при этом данное творчество сродни медитации: ты погружаешься в процесс до такой степени, что полностью растворяешься в нем и очень нескоро выходишь из этого состояния».

Мозаичная работа создается несколько месяцев. Например, над мозаичной версией картины Густава Климта «Подсолнухи» размером 60х60 сантиметров Мария кропотливо трудилась около полугода. Когда Мария стала рассматривать вдохновившую ее работу, то обнаружила, что живописное полотно состоит из необычайного количества мельчайших деталей. «Практически все кусочки цветного стекла, которые я там использовала, за исключением, пожалуй, только крупных листьев, были размером примерно со спичечную головку. Очевидно, что речь идет об очень тонкой и кропотливой работе. Но конечно же, есть и произведения, которые создаются из более крупных блоков, и работа над ними идет намного быстрее. У меня был опыт, когда однажды мне срочно нужно было изготовить подарок, и я взяла за основу, условно говоря, несложный эскиз натюрморта с цветами в кувшине и затем выстроила вокруг него композиция. Эта работа заняла меньше месяца, но, разумеется, разница с живописью налицо».

Узоры из стекла выкладываются на прозрачную пленку, а из камня — на цемент. Создание мозаичных картин — процесс, безусловно, увлекательный, однако свое развитие в новом хобби Мария Чернобровкина связывает не с выполнением панно по своим собственным рисункам, а с движением в сторону смешения различных материалов и экспериментами в сфере дизайна интерьера. «Мозаику можно очень интересно применять в качестве декоративных идей, смешивать различные материалы — дерево, камень, стекло, смальту, интегрируя несколько из них в одно произведение, — размышляет Мария. — Когда я пойму, что в достаточной степени освоила основные техники и технологии, то буду развиваться и экспериментировать именно в этом направлении».

Безусловно, длительность процесса зависит от техники исполнения. Если автор мозаичного панно возьмется копировать, например, полотна импрессионистов, то работа будет максимально тщательной и долгой, потому что для того, чтобы произведение состоялось, нужно уделить должное вниманием всем тончайшим цветовым нюансам, мелким мазкам — тем выразительным средствам, которые и отличают картины импрессионистов. А если он выберет в качестве основы одно из абстрактных полотен, то дело пойдет гораздо быстрее.

Сейчас у Марии Чернобровкиной на очереди сразу несколько живописных полотен Климта и импрессионистов, по мотивам которых она планирует создать мозаичные картины. «Они привлекают именно тем, что там можно много играть с оттенками. Кстати, до того как обратиться к живописи, Климт был мозаичистом. Узнав этот факт его биографии, я новыми глазами взглянула на его картины, поняла, почему его живопись именно такая. Когда я делала свое панно по мотивам картины Климта, то прочувствовала тот путь, который он прошел от мозаичиста до живописца и невероятно талантливо реализовал в своих картинах приемы из мира мозаики».

Мозаичное панно по мотивам картины Густава Климта «Подсолнухи» Мария Чернобровкина создавала около полугода

Вместе с творческими хобби в жизнь Марии пришел столь ценный и редкий сегодня психологический баланс. «Как известно, у человека два полушария мозга — аналитическое и творческое. И большую часть жизни, в силу своей профессиональной деятельности, я задействую правое: я имею дело с аналитическими данными, информацией, — делится Мария. — Мозаика очень медитативное и философское занятие: ведь, по сути, ты складываешь некий пазл и для каждого кусочка стекла должен найти идеальное место. Какие-то кусочки ты долго отбрасываешь в сторону, но затем именно за один из них хватаешься с восторгом — ведь именно он становится идеальным завершением фрагмента картины. И естественным образом приходит философское понимание того, что и каждому человеку, каждому событию также находится в жизни правильное место. И кстати, многие удачные и интересные идеи часто приходят ко мне именно во время моих творческих опытов».

Читайте также