Цифровое искусство как инвестиция: мнение эксперта

Говорит Ульяна Доброва, руководитель отдела оценки НИНЭ им. П.М. Третьякова

В мае 2021 года флорентийский музей Уффици продал картину Микеланджело «Тондо Дони». Но продан был не оригинал, а цифровой образ масляной живописи на доске – в формате DAW. Эта аббревиатура означает Digital Art Work: созданная по китайской технологии копия произведения искусства, обладающая свойствами NFT. NFT – невзаимозаменяемый токен – на данный момент самое авангардное, что может предложить рынок искусства. Если в двух словах, то это оригинальное произведение цифрового искусства или, как в случае с тондо Дони, высокоточная копия музейного экспоната. 

До появления технологии блокчейна такой вид искусства не являлся уникальным и, соответственно, не мог быть отнесен к категории коллекционных и не обладал музейной ценностью. Но примерно с 2013 года новая система хранения данных породила новый вид коллекционирования. Одним из пионеров этого рынка стали криптокотики (Cryptokitties). 

Кстати, покупательница, которая выбрала в подарок своему мужу жесткий диск с уникальной копией Микеланджело, заплатила музею 140 000 евро.

NFT в деталях

В чем же особенности этого загадочного жанра NFT? Он говорит на одном языке с поколением, выросшем в эпоху жестоких компьютерных игр, dark.net и 4chan. Также NFT воплощает идеологию мира с очень сомнительными этическими нормами (или скорее, их отсутствием) и своей древнеегипетской любовью к котикам. NFT создано для современного мира, где общество ограничено в возможностях хранения и ухода за реальными объектами искусства. В условиях, когда мировое население, как и стоимость недвижимости, растут, NFT по сути места не занимает и дополнительных вливаний не требует. А также идеально подходит для диверсификации дешевеющих криптовалют. 

Ну и, пожалуй, еще одна немаловажная особенность: чтобы заниматься NFT, не требуется дополнительных знаний в истории искусства, надо лишь разбираться во всех этих кошельках и платформах, что подразумевает более высокую ступень развития, чем «уверенный пользователь ПК». 

Цифры новой эры

До 12 марта 2021 года два поколения коллекционеров практически не пересекались, пока графический дизайнер Beeple не продал коллаж, состоящий из 5000 цифровых изображений в жанре политической сатиры на аукционе Christie’s за $69,3 млн. Эта цена сопоставима с недавней ценой картины Клода Моне «Пруд с кувшинками» (масло на холсте), которая ушла с молотка за $70 млн. 

Продажа ознаменовала проникновение нового рынка в старый, но это совсем не значит, что старый навсегда исчезнет. Мирное сосуществование подразумевает интеграцию и обмен. Например, пятая директива Евросоюза обязывает арт-дилеров проверять источник денег у продавца при оплате свыше 10 000 евро, но это не может касаться криптовалюты, поскольку она принципиально анонимна. Это открывает новый горизонт возможностей для всех торговцев искусством.

В своей статье «NFT: попытка понять многообещающий союз блокчейна и рынка традиционного искусства» Жюдит Бенаму-Юэ очень тонко подмечает генетику NFT, указывая на связь с дадаизмом и фоторельефами Марселя Дюшана. При этом французская критикесса аккуратно обходится без словосочетания NFT art.: она говорит «объекты», «предметы», «работы» или просто «токены». Нужно отдать должное ее дипломатии. Классическому искусствоведу очень тяжело пережить визуальное столкновение с этими прыгающими розовыми котиками, лоснящимися грудастыми киборгами в стиле Валеджио и прочим китчем. 

И все же почему NFT отказано в том, чтобы стать логическим продолжением истории искусства? Вернемся к картине Микеланджело. Произведение величайшего мастера эпохи Возрождения было по-своему уникально, потому что это единственная станковая картина Микеланджело, написанная маслом. Надо сказать, что масляная техника на момент 1507 года не была редкостью, но композиция, колорит, круглый формат и даже оригинальная рама – художественные характеристики тондо Дони стали воплощением авангарда в искусстве своего времени. Оно и сейчас выглядит инородным, не принадлежащим пространству родного музея, вневременным и космическим. 

Примечательно, что благодаря Вазари, биографу художника, сохранилась история создания тондо. Дони – фамилия известного флорентийского торговца тканями, который заказал по случаю рождения своей дочери картину с сюжетом «Святого семейства». Когда заказ был готов, вместо условленных 70 дукатов вознаграждения, Аньоло Дони решил заплатить художнику 40, рассудив, видимо, что и того достаточно. Микеланджело не согласился с подобной несправедливостью и отдал желанную картину только при условии двойной оплаты, то есть уже за 140 дукатов. Так, живописное произведение стало символом экономической выгоды для ее создателя. 

514 лет спустя директор Уффици Эйке Шмидт, засвидетельствовавший своей подписью уникальность копии тондо Дони, отдал полученную в криптовалюте сумму в 140 000 евро на развитие музея и цифровизацию других картин. А мы стали свидетелями очередной революции в искусстве, когда классика стала digital – с пользой для общества и всех участников сделки. 

Читайте также