Сокровища Царского села: новый маршрут

В Екатерининском дворце открыт для публики Лионский зал

Среди многочисленных сокровищ Царского Села славу самого знаменитого удалось снискать Янтарной комнате, во многом благодаря ее драматической истории. Лионский зал, скорее, можно отнести к сокровищам незаслуженно забытым, долгое время остававшимся без внимания.

Но тем интереснее сейчас открыть для себя этот красивейший зал, не уступающий именитой соседке, Янтарной комнате, ни в роскоши отделки, ни в мастерстве исполнения. Лионский зал входил в число личных апартаментов Екатерины Второй в Большом Екатерининском дворце и был любимой парадной гостиной императрицы Марии Александровны.

Отреставрированный зал предстает во всем блеске своей декоративной отделки: здесь и лазурит, и «золотой» шелк, и подлинный паркет с инкрустацией из перламутра. Кстати, это единственный в России интерьер, в оформлении которого использованы две с половиной тонны натурального лазурита. И больше того, нигде в мире в таком объеме не представлена работа с этим полудрагоценным камнем в технике русской мозаики.

«Лионский зал по воле Екатерины II начали создавать ровно 240 лет назад; его судьба — это счастливые периоды и трагические события нескольких веков, — отметила директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. — Мы могли бы никогда не увидеть этого паркета, который фашисты увезли в Германию, так же как и лазуритового гарнитура, который музейщикам удалось эвакуировать. Здесь были бы только голые безрадостные стены, если бы нам не помогли меценаты. Благодаря им мы смогли подступиться к шедеврам, разрушенным вой­ной. Церковь Екатерининского дворца, продолжение работ в личных комнатах Екатерины II в Зубовском флигеле и, наконец, жемчужина — Лионский зал. Уверена, что теперь туристы со всего мира будут стремиться в Екатерининский дворец не только ради Янтарной комнаты, но и ради этого интерьера невероятной красоты».

У этого удивительного интерьера драматичная, но в то же время счастливая судьба. Эта работа архитектора Чарльза Камерона создавалась в конце восемнадцатого века и своим названием обязана всемирно известному лионскому шелку. Стены гостиной отделаны великолепным шелком, изготовленным в Лионе. Шелковые обои подвержены влиянию времени, и со времен Екатерины Великой их неоднократно заменяли. Интерьер входил в парадную анфиладу дворца, и это объясняет особую роскошь его отделки.

В середине XIX века по заказу Марии Александровны, супруги Александра Второго, архитектор Ипполит Монигетти внес в интерьер кардинальные изменения: шелковые ткани стали полностью покрывать стены, из них сшили портьеры, появились угловые печи-камины. И стены, и мебель обили новым лионским шелком, и это была ткань цвета «золотой бутон».

Сочетание «золотого» шелка с синим лазуритовым декором создавало изысканный и роскошный эффект. Именно таким мы видим Лионский зал на акварели Луиджи Премацци, написанной в 1878 году, и в точности таким он оставался до начала Второй мировой вой­ны, во время которой был полностью разрушен.

Несколько десятков лет о возрождении Лионского зала в Царском Селе могли лишь мечтать. В запасниках хранились отдельные предметы обстановки. Реставрация началась четыре года назад. В Петербурге в ход пошли дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка, а в Лионе — архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро». Именно она в 1860-е годы выполняла заказ Российского императорского двора и выпускала ткань «золотой бутон».

К счастью, в коллекции современной преемницы этого предприятия — лионской мануфактуры «Прелль» — сохранились книги заказов XIX века. И восстановление шелковой отделки Лионского зала доверили французским мастерам этой мануфактуры. Современные специалисты изготовили 320 метров ткани «золотой бутон», которая сегодня покрывает стены и мебель зала и украшает портьеры.

Мастера лионской мануфактуры «Прелль» изготовили 320 метров ткани «золотой бутон» для реставрации Лионского зала

Заключительный этап реставрации продолжался почти два года, в нем участвовали больше 100 мастеров — камнерезы, скульпторы, позолотчики, чеканщики, литейщики. Реставраторы Царскосельской янтарной мастерской, которые ранее воссоздавали Янтарную комнату и реставрировали Агатовые комнаты, выполнили сложнейшие технические работы: воссоздали два больших угловых камина, лазуритовые порталы окон, зеркала в бронзовых рамах и подзеркальные столики из лазурита, двери из ценных пород дерева в технике маркетри.

Отреставрирован и бесценный подлинный паркет, в декоре которого использованы амарант, розовое дерево, дуб, клен, другие породы дерева и перламутр. Во время Великой Отечественной вой­ны паркет, созданный архитектором Чарльзом Камероном, вывезли фашисты. В 1947 году его обнаружили в Берлине и вернули в Царское Село. Больше полувека, разобранный на щиты, он хранился в фондах музея. Чтобы отреставрировать этот шедевр декоративно-­прикладного искусства, потребовались 547 дней и труд десяти мастеров.

Восстановление Лионского зала — это уже вторая для Царского Села история возрождения удивительного шедевра, фактически стертого вой­ной с лица земли. Не откладывайте знакомство с ним.

Читайте также