Россия поборется за архитектурный «Оскар»

Семь отечественных проектов – в шорт-листе премии!

Всемирный фестиваль архитектуры (WAF), главное место встречи архитекторов международного уровня, объявил финалистов конкурса. Победителей премии, которая считается архитектурным «Оскаром», назовут в декабре в Лиссабоне. За звание лучших в номинациях «Жилые здания», «Культура», «Гражданская архитектура», «Мастер-план», «Культура», «Индустриальные проекты» и «Ландшафт: городской контекст» боролись более 500 номинантов из 70 стран мира. 

Из них семь проектов российских архитекторов вошло в шорт-лист премии. В их числе: концепция Xingfu Village Pan-Museum, которую в консорциуме с китайским бюро DA! разработала российская архитектурная студия IND architects; анапская винодельня гравитационного типа «Скалистый берег» от «Северин проект»; проект развития набережных системы озера Кабан в Казани; реабилитационный центр для слепоглухих в Сергиевом Посаде, проект, созданный архитектурным бюро Atrium; клубный дом «Тессинский, 1» в Москве, автором которого является бюро Sergey Skuratov Architects; и, наконец, самый масштабный из нынешних российских претендентов на победу – концепция будущего общественно-делового пространства в центре Калининграда, предложенная «Студией 44». Особый интерес к нему обусловлен не только размахом и значимостью для Калининграда, но и авторством.

Концепцию редевелопмента территории в самом центре Калининграда, рядом с руинами средневекового замка, публично впервые презентовали в июне этого года на борту «Архпарохода 2021». Руководитель «Студии 44» Никита Явейн, тогда говоря об идеологии проекта, отметил, что обращение к истории места в поисках идентичности масштабировало задачу. «Это городское ядро Кенигсберга на Королевской горе, которое было полностью утрачено. Не осталось ничего, кроме фундаментов средневекового орденского замка. И тем не менее наше проектное предложение очень во многом исходит из градостроительной истории местности с тем колоссальным пиететом к материальной среде культуры народа, который жил здесь до нас».

Проектируя новый центр Калининграда, мы словно реставрировали старинное полотно – местами соскобленное, местами покрытое новыми слоями краски, новыми сюжетами.
Никита Явейн
руководитель «Студии 44»

Однако что делать с рыцарским городом Кенигсбергом, поначалу не знал никто: ни архитектор, ни сам заказчик в лице администрации Калининградской области. «Что правильно, а что нет? Что нужно? На что это должно быть похоже? Говорили: это должно быть что-то немецкое, но не немецкое. Сложное, но простое. И еще надо постараться сохранить недостроенный Дом советов, который находится в крайне неудовлетворительном, почти аварийном состоянии, – вспоминает Явейн. – Мы начали осмыслять проблемы Калининграда еще семь лет назад, когда участвовали в международном конкурсе на концепцию развития центра города и одержали победу. Потом, в 2015 году, на Всемирном архитектурном фестивале наша концепция была названа лучшим мастерпланом года. И в этом году проект вошел в шорт-лист премии. Возможно, поэтому его доверили именно нашему бюро». 

Во время Великой Отечественной войны, в 1944–1945 годах, центр Кенигсберга был фактически стерт с лица земли. Развалины Королевского замка простояли до 1967 года, после чего были взорваны как «символ прусского милитаризма». Уцелел и впоследствии был отреставрирован только Кафедральный собор на острове Кнайпхоф (ныне – остров Канта). Послевоенная застройка обступила центр по периметру. Попытка формирования нового центра, предпринятая в 1970 году со строительством Дома советов, потерпела неудачу – долгострой так и не был завершен. 

«Проектируя новый центр Калининграда, мы словно реставрировали старинное полотно – местами соскобленное, местами покрытое новыми слоями краски, новыми сюжетами. И было такое ощущение, что первоначальный рисунок проступает у нас на глазах сквозь все эти повреждения и поздние наслоения, – рассказывает Никита Явейн. – Это похоже на мистику, но есть такие городские места, которые проносят свое предназначение сквозь века – меняясь внешне, сохраняют свою функцию, могут даже исчезнуть, но спустя годы реинкарнируются в прежнем качестве. Пример – холм Твангсте, место чуть восточнее руин замка. У него были такие ипостаси: в древности на его вершине собирались на свои веча жители окрестных прусских деревень; затем здесь последовательно находились форбург крепости, казарма, рейхсбанк и, наконец, долгострой Дома советов. В нашем проекте на этом месте возводится Дом правительства».       

Дом правительства – самое крупное сооружение комплекса – вмещает в себя конференц-центр, архив, МФЦ и офисы городской администрации. Два верхних этажа семиэтажного дома отведены под Музей истории Калининграда. К северу от Дома правительства расположен блок из двух офисных зданий, к востоку –  гостиничный блок. Его 28-этажный корпус – главная доминанта комплекса, в образе которой сплавлены архетипы кампанилы и ратушной башни с часами, зримо фиксирует положение городского ядра в структуре Калининграда. В состав комплекса включены пять жилых корпусов (апартамент-отелей). Такова общемировая практика: наличие жилья не дает кварталу обезлюдеть в вечернее/ночное время.              

Имидж города создают не здания, а открытые общественные пространства. Таких главных общественных пространств в проекте три.

Вольная объемно-пространственная композиция из десяти зданий наследует иррегулярную планировку средневекового города Лебенихт, одного из трех городов – членов Ганзейского союза (Лебених, Альштадт и Кнайпхоф), в 1724 году объединившихся в Кенигсберг. Квартал пронизывает целая система открытых общественных пространств: ведущая с главной площади пешеходная аллея перетекает во внутреннюю торгово-ресторанную площадь, откуда пешеходные ручейки растекаются по торговым внутриквартальным улочкам. «Здесь будет масса фокусов притяжения для горожан и туристов, будет кипеть жизнь и множиться городская активность», – утверждает автор проекта. 

Гармонию новой архитектуры с контекстом обеспечивает перекличка островерхих кровель с традиционным абрисом кенигсбергских домов и главной доминаты комплекса – со шпилем Кафедрального собора на острове Канта. 

Впрочем, по мысли Никиты Явейна, имидж города создают не здания, а открытые общественные пространства. Таких главных общественных пространств в проекте три. Первое – Археологический парк, зеленая зона в границах законсервированных фундаментов Королевского замка. Когда-то двор замка был излюбленным местом досуга для жителей Кенигсберга. Сейчас в этой части парка намечено обустроить концертный зал под открытым небом.

Второе публичное пространство – главная площадь Калининграда (Янтарная площадь) – расположено на месте Замковой площади. Обширное открытое пространство способно вместить самые масштабные мероприятия и празднества. Используя десятиметровый перепад рельефа, Янтарная площадь в своей южной части завершается лестницей-амфитеатром для любования окрестными видами.

Третья площадь – торговая – неправильная по форме и камерная по масштабу, напоминает небольшие площади старинных европейских городов, в частности города Лебенихт. Таким образом, на Королевской горе складывается триединство взаимодополняющих площадей – культурной, парадной и торговой. «Этот триптих не привнесен в картину Калининграда извне, а естественно вытекает из всей предшествующей градостроительной истории», – подчеркивает архитектор. 

Читайте также