Эрмитаж показал русский стиль

Новая экспозиция в Галерее костюма

На выставке «Русский стиль: традиции и трансформации» в хранилище костюма в реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа «Старая деревня» собраны мужские, женские и детские наряды, праздничные и повседневные одежды, головные уборы, золотошвейные, тканые и ситцевые платки и шали из северных, центральных, восточных и южных губерний Российской империи.

Расшитые серебром шлейфы парадных платьев и украшенные жемчугом кокошники и шишаки; деревенские сарафаны и парчовые платья царских кормилиц; кутюрные платья современных российских дизайнеров и наряды участников знаменитого костюмированного бала 1903 года в Зимнем дворце, выполненные в стилистике русского традиционного костюма времен царя Алексея Михайловича, – историю становления русского костюма рассказывают более ста нарядов из эрмитажной коллекции.

Экспозиция выстроена в диалоге между традиционным, подлинным народным костюмом и стилизованными нарядами, вдохновленными классической народной традицией. Витрины, расположенные по левую сторону от входа, рассказывают об истории народного костюма и его вариациях в разных российских губерниях, а напротив находится часть экспозиции, посвященная придворным и светским нарядам.

Открывает выставку трио мундирных костюмов Екатерины Великой: по форме Семеновского и Конногвардейского полков и по форме адмирала Российского флота. В адмиральском мундире Екатерина посещала, например, церемонию спуска на воду кораблей или торжественные мероприятия, связанные с победами русского флота. 

Еще в 1770–1780-е годы дальновидная императрица сделала ставку на элементы народного костюма в придворном гардеробе и умело использовала костюм для укрепления своей личной власти, а также как эффективное средство дипломатической коммуникации. Мундирные костюмы служили императрице инструментом прославления побед русского оружия и демонстрации военной и политической повестки Российского государства. 

«Мы начинаем выставку с Екатерины Великой, потому что именно она первым из российских монархов оценила мощный политический потенциал костюма, и в частности его народных элементов», – рассказывает Нина Тарасова, куратор обновленного открытого хранения в Галерее костюма и заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. «В военном мундире императрица отправилась, например, в 1783 году во Фридрихсгам, на переговоры с Густавом III, королем шведским, – прекрасно зная, что Густав терпеть не мог военные мундиры и при его дворе они были под запретом. Густав за несколько месяцев до встречи отправил крупный военный контингент к русской границе. А Екатерина просто взяла и пришла на встречу в мундирном платье по форме лейб-гвардии Преображенского полка».

Именно Екатерина ввела в придворную моду сарафаны, кокошники и длинные откидные рукава. Будучи германской принцессой и взойдя на престол в результате небезупречной политической комбинации, императрица искала возможности транслировать свою близость к русской культуре и традиции в том числе и через предметы одежды. И во многом благодаря ее стараниям элементы русского народного костюма органично и эффектно влились в придворный гардероб. Парадные шлейфы 1830–1900-х годов, костюмы кормилиц и придворных певчих, военные и ливрейные мундиры, маскарадные костюмы в русском стиле занимают в галерее оно из самых важных мест.

Некоторые платья годами и даже веками хранят удивительные истории и тайны своих владелиц. Реставраторам удается обнаружить самые неожиданные находки, например за обшлагом длинного рукава бального наряда великой княгини Ксении Александровны была спрятана конфета-помадка, а в подкладку рукава изысканного сине-золотого костюма одной из северных губерний конца XIX – начала XX века было вшито письмо от супруга владелицы платья. 

Казалось бы, о каких секретах и тайниках можно говорить, если речь идет о вещи, больше сотни лет пролежавшей в запаснике? Однако иные пытливые реставраторы подобны сыщикам. «Когда художник-реставратор Татьяна Грунина-Шкварок взяла в работу синий расшитый золотыми цветами костюм, ей показалось, что один из рукавов на ощупь более жесткий, чем другой, – рассказывает Нина Тарасова. – Подпоров рукав, реставратор достала из подкладки письмо, которое написал уехавший на заработки муж. В письме он кланяется всем родственникам и шлет денежку жене и ребятишкам. Деньги хозяйка израсходовала, а вот письмо вновь зашила в подкладку, чтобы хранить при себе, поближе к сердцу, как ценную семейную реликвию». Оригинал письма содержится теперь в особых условиях, а в рукав зашита копия хорошего качества. Отдельно хранится и конфетная помадка, надкушенная во время бала 1903 года в Зимнем дворце великой княгиней Ксенией Александровной.

Один из самых интересных разделов выставки посвящен так называемым русским платьям, которые прочно вошли в церемониальную жизнь русского императорского двора в XIX веке. Гордость эрмитажного собрания – роскошные одежды участников знаменитого костюмированного бала 1903 года в Зимнем дворце, которые решены в стилистике русского традиционного костюма времен царя Алексея Михайловича. 

В процессе подготовки выставки одному из костюмов исторического бала было возвращено имя его создателя: исследователям удалось установить, что наряд графини Натальи Федоровны Карловой был выполнен в московском ателье выдающегося русского модельера Надежды Петровны Ламановой, 160-летие со дня рождения которой отмечается в нынешнем году.

С точки зрения богатства ручной отделки самые роскошные народные костюмы эрмитажной коллекции были созданы мастерами Русского Севера и Северо-Запада России, отмечает Нина Тарасова. На Севере широко использовался мех дикого зверя, речной жемчуг и перламутр, существовали давние и славные традиции кружевоплетения и вышивки, жемчужного шитья. «Только взгляните на псковские шишаки, расшитые мельчайшим речным жемчугом: невероятно, какими тонкими должны были быть инструменты, которыми мастера проделывали отверстия в крошечных жемчужинках с диаметром в несколько раз меньше спичечной головки, – восхищается куратор выставки. – Надо признать, что у современных реставраторов возникают сложности с восстановлением таких предметов, потому что такой мелкий речной жемчуг практически невозможно найти. То, что удается найти на рынке, оказывается слишком крупным».

Завершают выставку наряды, созданные современными российскими модельерами Вячеславом Зайцевым, Янисом Чамалиди, Стасом Лопаткиным под влиянием традиционной русской одежды в 1980–2000-х годах. 

За две недели до открытия Галереи костюма Эрмитаж получил в подарок связанный на спицах и крючком женский костюм «Одна абсолютно счастливая деревня», исполненный в 1999 году московским мастером и дизайнером трикотажа Людмилой Доброхотовой. В 2012 году мастера не стало, и изделие передала Эрмитажу подруга Людмилы, дизайнер Елена Супрун.

«На создание костюма, где использовано 52 оттенка мохеровой нити, у мастера ушло 1500 часов ручной работы – и вы не увидите ни одной протяжки на изнанке, – отмечает Нина Тарасова.  – Мне кажется, что эта очень душевная, теплая работа служит прекрасным финалом современной части выставки. Глядя на нее, все экскурсанты улыбаются».

Читайте также