В Антверпене вновь открылся музей моды

Как выглядит MoMu после трехлетней реконструкции

Антверпенский адрес Nationalestraat, 28 известен знатокам и ценителям моды далеко за пределами Бельгии. В сентябре этого года ведущий европейский музей моды вновь начал принимать гостей после масштабной реконструкции, в результате которой его выставочные площади и общественные пространства увеличились на 800 кв. м. Благодаря этому впервые в своей истории MoMu сможет показать собственную постоянную коллекцию в сочетании с временными экспозициями. А в специальном зале с выдвижной сценой будут проводиться лекции, чтения и конференции.

Уже в сентябре публику ждут три выставки. В их числе постоянная коллекция MoMu, а также две временных экспозиции: выставка P.LACE.S, посвященная антверпенскому кружеву, и выставка «E/Motion. Мода в переходный период», кураторы которой задаются вопросом о том, какие трансформации предстоят модной индустрии в будущем и какую роль в этих преобразованиях смогут сыграть дизайнеры.

Постоянная экспозиция MoMu исследует феномен бельгийской моды с момента возникновения Антверпенской шестерки в 1980-х годах и прослеживает историю ее развития в контексте мировой моды. Среди экспонатов одежда и аксессуары, приглашения на показы, архивные фотографии и документальный фильм, посвященный становлению понятия «бельгийская мода». Одним из слоганов этой выставки стало изречение Ceci n’est pas la mode belge («Это не бельгийская мода»), вербальный реверанс в сторону известной картины бельгийского художника Рене Магритта под названием «Это не трубка» (Ceci n’est pas une pipe).

«Наша цель – открыть обновленный MoMu для широкой публики как модный центр и место встреч, а также предоставить уникальный и социально значимый взгляд на моду. Моде нужно место для размышлений и критики, – отметила Каат Дебо, директор и главный куратор MoMu. – Ей нужно пристанище, где можно спокойно наблюдать за философией и динамикой моды, ее историей и будущим. Место, где можно узнать, что такое мода и что она делает с людьми».

Обновленный музей уже буквально расширил свое влияние в городе: одна из первых двух временных выставок, P.LACE.S, проходит сразу в пяти разных локациях Антверпена, включая MoMu.

Интересно, что музей делит общее пространство и поддерживает тесные связи с ключевыми игроками моды Антверпена. В этом же здании располагается всемирно известный факультет моды Королевской академии изящных искусств, выпускниками которого в разное время становились Мартин Маржела, участники Антверпенской шестерки, Демна Гвасалия, Вероник Бранкиньо, Ан Вандеворст, Кристиан Вийнантс, Тим ван Стинберген, Хайдер Акерман и многие другие именитые дизайнеры.

Поэтому вполне естественно, что основным фокусом коллекционной политики MoMu является творчество бельгийских дизайнеров и выпускников академии: музей гордится крупнейшей в мире коллекцией современной бельгийской моды. В его собрании кутюрные наряды от Дриса ван Нотена, Вальтера ван Байрендонка, Анн Демельмейстер, Мартина Маржелы и многих других всемирно признанных дизайнеров страны. Кураторы музея держат руку на пульсе, пополняя собрание работами талантливых и передовых молодых кутюрье.

Коллекция MoMu насчитывает более 35 000 экземпляров и постоянно пополняется. В числе экспонатов не только предметы одежды и аксессуары, но и вещи, так или иначе связанные с процессом создания наряда на разных его этапах: эскизы, выкройки, швейные инструменты, машины для текстильного производства и др. Важным элементом исторического собрания стала коллекция из более чем 2000 предметов моды XVIII, XIX и первой половины XX века, приобретенная в 2011 году у частного коллекционера Якобы де Йонге.

В музее моды творчески подходят к выставочным концепциям. Так, например, один из самых ярких проектов музея, экспозиция Dries Van Noten. Inspirations, состоявшаяся в 2015 году, была выстроена не по хронологическому принципу, а тематически, предлагая посетителям сфокусировать внимание на знаковых для мэтра сюжетах и аспектах творчества. Кураторы с увлечением искали и представляли зрителям ассоциативные связи, диапазон которых простирался от творчества фламандских примитивистов до киношедевров Хичкока и Джейн Кэмпион.

Наряды из кутюрных коллекций Дриса ван Нотена соседствовали на выставке с работами его предшественников – Эльзы Скиапарелли, Кристиана Диора, Коко Шанель, – а также с произведениями классиков живописи, фотографии и кинематографа ХХ века. Картина Марка Ротко дополняла экспозицию зала «Униформа», в зале «Гранж» крутили фрагменты композиций Курта Кобейна, а в зале «Панк» транслировали эпизоды из хичкоковского «Головокружения».

Интересно, что обновленный музей уже буквально расширил свое влияние в городе, причем в прямом смысле. Так, одна из первых двух временных выставок, P.LACE.S, проходит сразу в пяти разных локациях Антверпена, включая MoMu. Эта экспозиция, посвященная истории антверпенского кружева, изучает связующие нити между историческим текстильным ремеслом, которым издавна славилась Бельгия, и современной модой.  

Читайте также