Урбанисты и девелоперы ушли в дебри

И активно переосмысливают советское наследие

Фестиваль «Архстояние», который ежегодно проводится в деревне Никола-Ленивец Калужской области, всегда дарит как его участникам так и гостям поистине незабываемый опыт. Вот и на этот раз архитекторы подготовили три новых арт-объекта, которые не только порадовали своей оригинальностью всех присутствовавших, но и заставили задуматься о новых трендах в градостроительстве. 

Так, художник Владимир Наседкин совместно с музеем AZ выстроил «Пьяный забор» – наклонившуюся 20-метровую конструкцию, символизирующую образ России, «качнувшейся» то ли на запад, то ли на восток. 

Другой премьерой арт-парка стала «Непроходимая чаща» авторства художника-графика Василисы Прокопчук и IT-архитектора Евгения Брагина. Проект стал победителем конкурса инклюзивных проектов. «Непроходимая чаща» представляет собой объект с подвижными стенами из свисающих ветвей. 

Автором еще одного арт-объекта, ставшего хедлайнером фестиваля, выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Для Никола-Ленивца он спроектировал «Русское идеальное» – жилое помещение цилиндрической формы, которое в контексте этого места напоминает приземлившийся в средней полосе России космический корабль. 

По словам Кузнецова, его проект представляет собой идеальную с точки зрения геометрии форму, внутри которой оборудована жилая ячейка. «Форма павильона перекликается со многими вещами – кому-то напоминает трубу, кому-то фюзеляж самолета или корпус корабля. И это очень здорово, потому что отражает суть проекта – разные технологии из разных сфер соединяются, я убежден, что за этим будущее архитектуры. Ну а с точки зрения эргономики более совершенной является только шар, но для жилой ячейки такая форма не слишком удобна», – поясняет главный архитектор Москвы. 

Во время фестиваля дом-труба прошел успешное испытание. Создатель протестировал объект лично и остался доволен экспериментом. «Конечно, строение не рассчитано на то, чтобы жить там месяцами, ведь в Никола-Ленивец приезжают обычно на пару дней и не для того, чтобы сидеть в четырех стенах. Тем не менее здесь предусмотрены все первостепенные удобства. Мы с женой останавливались там на ночь, так что это не голословные рассуждения», – констатирует Кузнецов. 

Это концептуальное сооружение, предмет искусства, манифест и личное высказывание художника – оно не тиражируется
Сергей Кузнецов
главный архитектор Москвы

«Русское идеальное» сделали в цеху строительного концерна «Крост». В работе над ним были использованы приемы судового строительства. Основу металлического каркаса составляют шпангоуты – несущие ребра, установленные с шагом 500 мм друг относительно друга и соединенные при помощи стрингеров (горизонтальных направляющих). Такие элементы чаще всего используются при постройке корпуса корабля. Одной из главных особенностей проекта является бесшовная облицовка, выполненная из листа нержавеющей стали толщиной 4 мм, что позволяет сохранять тепло и создает эффект термоса. Благодаря конструктиву и особой системе полировки специалистам удалось достичь идеально гладкой поверхности.

Металлический цилиндр длиной 12 м и диаметром 3,5 м установили на холме, где конструкция живописной консолью зависла посреди цветущей поляны. У цилиндрического здания нет фундамента, что обеспечивает ему мобильность. Дом оборудовали специальной лабиринтной системой для отведения барабанного звука дождя, павильон внутри утеплили пенополиуретаном, а все инженерные системы спрятали внутрь за вентиляционными отверстиями.

Система вентиляции устроена интересно. Она проходит в стенах, собирается под полом и уходит в подземную фундаментную часть. Из подвальной части павильона вентиляционная система проходит в утепленных коробах под землей и выходит на поверхность коверами. Коверы, так же как и павильон, покрыты нержавеющей полированной сталью и скрыты за стволами деревьев. Воздух подается и откачивается с помощью встроенных бесшумных вентиляторов.

В отделке использовано дерево и металл – экологичные, натуральные материалы. Панели светлого дерева, с вмонтированными в них черными розетками, аккуратно изогнуты. Само помещение, несмотря на камерность и лаконичность убранства, функционально. В нем есть: двуспальная кровать, мини-кухня, санузел, встроенный шкаф и лоджия. Перед входом обустроено кострище с удобными креслами для отдыха и любования природными пейзажами.

Кстати, при строительстве дома ни одно дерево не пострадало, отмечает Кузнецов: «Необходимость полного сохранения деревьев и кустарников в совокупности со сложным рельефом местности стала своего рода вызовом для команды проекта. Частично это сделало невозможным подъезд строительной техники к месту работ и потребовало сильной переработки наружных сетей. При монтаже септика экскаватором изъяли грунт между деревьями. Затем, используя его стрелу как подъемный кран, установили септик в образовавшийся проем и утрамбовали песком сверху». 

Еще только затевая работу над проектом «Русское идеальное», Кузнецову, по его словам, было интересно показать, какие высококлассные вещи можно делать массово и в нашей стране. Однако этот арт-объект, скорее всего, так и останется в единственном экземпляре. «Это концептуальное сооружение, предмет искусства, манифест и личное высказывание художника – оно не тиражируется», – добавляет Сергей Кузнецов. 

Да и у покупателей загородного жилья запрос на подобные модульные конструкции пока не сформировался, несмотря на ряд преимуществ – быстровозводимость, невысокую цену и оригинальный внешний вид.

«Все эти нестандартные решения (как совсем уж оригинальные цилиндры и контейнеры, так и так называемые быстровозводимые дома) имеют ряд эксплуатационных недостатков по сравнению с «обычными» домами с полноценным фундаментом, стенами и заведенными коммуникациями. Как дополнительный «летний» вариант, как гостевой домик они могут быть интересны, но системно решить проблемы недостатка качественных и доступных объектов загородной недвижимости они не смогут. Опыт других стран показывает, что их доля на рынке индивидуального загородного жилья не превышает 1%», – комментирует Алексей Попов, руководитель аналитического центра агентства «Циан». 

По своему замыслу дом-труба в Никола-Ленивце – это современное прочтение ЦУБов – советских мобильных домов для жизни в экстремальных условиях. Первые цистерны были спроектированы в 1975 году и позже унифицированы. Так появилась модель ЦУБ-2М. Типовое жилье из цилиндрических блоков получило распространение на Крайнем Севере. Учитывая суровый климат, дома-цистерны стали отличным решением для обеспечения людей, работающих в регионе (покорителей севера, ученых и геологов), теплым и безопасным жильем. 

У строения такой формы немало плюсов, сходятся во мнении эксперты. С точки зрения терморегуляции цилиндр рациональнее куба: его нужно меньше отапливать и охлаждать. У него нет швов и щелей, поэтому ему не страшны ни порывистые ветры, ни снег. Наконец, дома-цистерны легкие, мобильные и быстровозводимые.

Внутреннее пространство ЦУБа – прародителя дома-трубы в Никола-Ленивце – разделялось на зоны. Одно такое жилище предназначалось для проживания четырех человек. В нем располагался тамбур-котельная с оборудованием для автономного отопления, санузел с нагревателем для воды, гостиная, спальня и кухня со встроенной мебелью. 

Длина дома-цистерны, как правило, не превышала 9,7 м, хотя были и модели по 11 м в длину. Диаметр конструкции составлял от 2,5 до 3,2 м.

«Балки, или дома-цистерны, советских времен до сих пор встречаются на дачных участках россиян и уже более 40 лет остаются неотъемлемым элементом пейзажа русской Арктики. Но используются они сегодня скорее как хозблоки, а не дома для постоянного проживания. Объявления о продаже участков только с такими объектами встречаются в базе «Циана» крайне редко», – добавляет Алексей Попов. 

Читайте также