В Париже появился новый частный музей

Открытие Collection Pinault стало самым значительным культурным событием  года во Франции. Почему?

Известный французский бизнесмен и меценат, владелец музеев в Венеции в палаццо Грасси и Пунта-делла-Догана Франсуа Пино сделал очередной эффектный шаг к популяризации собственного видения современного искусства и своей коллекции. Помог ему в этом давний друг и соратник по арт-проектам, японский архитектор, притцкеровский лауреат, Тадао Андо. С его легкой руки монументальный памятник XVIII века, не потеряв исторической привлекательности, приобрел аспект ультрасовременной выставочной площадки, предлагающей диалог классики и современности. 

Идею о создании собственного музея в Париже Франсуа Пино, один из богатейших людей Франции, владелец группы Kering и аукционного дома Christieʼs, лелеял начиная с 1999-го (тогда проект постройки комплекса на месте заводов Renault на острове Сеген разбился о французскую бюрократию). 

Добиться своего удалось лишь со второй попытки, когда в 2015 году парижский мэр Анн Идальго предложила меценату легендарное здание Торговой биржи сроком аренды на 50 лет. Париж был заинтересован в дорогой реставрации, а коллекционер – в идеальной выставочной площадке, на том и сошлись. 

Однако получить здание с архитектурной историей в более чем 400 лет (колонна Екатерины Медичи является одной из первых построек Торговой биржи и датируется 1574 годом) – большая ответственность, особенно во Франции, весьма щепетильной по отношению к историческим памятникам. 

Поэтому досконально выверенная реставрация парижской Торговой биржи началась в июне 2017 года и завершилась в марте 2020 года. Причем превратить старинное здание в современный выставочный комплекс надо было так, чтобы «не покалечить» ни одного артефакта. 

Именно здесь во всей красоте предстал талант Тадао Андо. Он придумал, как сменить декорации, не затрагивая исторических стен. Внутрь просторной и высокой ротонды, являющейся сердцевиной здания, Андо поместил бетонный цилиндр, ставший смысловым и организующим пространство центром. Внимание входящего внутрь цилиндра зрителя сначала погружается в исключительно минималистический зал, на фоне которого арт-произведения выглядят чрезвычайно выразительно. Однако стоит поднять глаза вверх, как возникает пышная и детализированная художественная роспись ротонды, выполненная в конце XIX века на тему французской торговой деятельности на разных континентах. 

Еще выше расположен словно бы парящий в небе купол из стекла и металла, пропускающий солнечные лучи и напомнивший Андо римский Пантеон. Архитектор подчеркнул игру света и тени, граничности и бесконечности пространства, уходящего вверх и сливающегося с облаками, «цилинд- соединяет землю и небу», комментирует сам Тадао Андо. 

Выставочные залы находятся за пределами цилиндра, непосредственно внутри самого исторического здания, на разных этажах. На верхнем уровне расположились кафе и ресторан. 

Все эти пространства музея лишь на первый взгляд кажутся автономными, на самом деле они, как планеты, вращающиеся вокруг Солнца, организованы вокруг цилиндра и связаны с его смотровой площадкой посредством мостиков.

Внутренней отделкой интерьеров, освещением и меблировкой музея занимались братья Ронан и Эрван Буруллеки. Давно признанные в профессиональных кругах, эти французские промышленные дизайнеры приобрели известность среди широкой публики в 2019 году после установки шести спроектированных ими фонтанов на Елисейских Полях в Париже. Весьма спорные с эстетической и функциональной точек зрения, фонтаны до сих пор не нашли однозначного одобрения у местных жителей. 

Однако минималистичный и высокотехнологичный стиль Буруллеков в пространстве Торговой биржи удачно продолжил архитектурную линию Тадао Андо, помог осовременить и разбавить вычурную пышность исторических декоративных элементов. Одной из самых запоминающихся деталей интерьера становятся световые инсталляции Буруллеков, расположенные в лестничных пролетах. 

Впрочем, очевидно, что Пино не рассчитывал на однозначное принятие широкой публикой ни нового декора Торговой биржи, ни представленных им произведений современного искусства. В выборе экспонатов для первой выставки под названием «Открытие» он руководствовался мыслью о том, что искусство может не только не нравиться, но и будоражить, но точно не оставлять равнодушным. По его словам, в этом как раз и заключена обучающая сторона экспозиции, «позволяющая публике увидеть что-то новое, осмыслить вещи по-другому» и прийти к настоящему «Открытию».

Через самые разнообразные произведения: живопись, скульптуру, фотографию, видео, инсталляцию – поднимаются сюжеты на злобу дня: расовые, гендерные, социальные, экологические, вызов общепринятым нормам и порядкам и т. д. В общей сложности представлены произведения 32 художников, причем работы одной трети из них показаны Пино впервые. Среди многих имен: Бертран Лавье, Дэвид Хэммонс, Синди Шерман, Ричард Принс, Рудольф Стингел, Маурицио Каттелан, Марлен Дюма, Керри Джеймс Маршалл и другие. 

Экспозиция выстроена таким образом, чтобы произвести максимальный визуальный и эмоциональный эффекты. Взять хотя бы в пример манеру презентации творений Бертрана Лавье, в которой до апогея доведен любимый Пино контраст старины и современного арта. В 24 витринах, изготовленных для Торговой биржи ко времени проведения Всемирной выставки в Париже 1889 года, будто пойманы и закрыты за стеклом скульптуры и редимейды французского художника. Сочетание статичной классики и взрывного поп-арта электризует пространство вокруг цилиндра, не позволяя зрителю ослабить внимание. 

В центре бетонного цилиндра взгляды моментально притягивает монументальная скульптурная группа Урса Фишера. Произведение в точности повторяет хрестоматийную мраморную композицию флорентийского скульптора Джамболоньи «Похищение сабинянок» с той разницей, что Фишер выполнил ее из воска как гигантскую свечу. Огонь медленно, но верно, прямо на глазах у посетителей музея, плавит скульптуру. Если раньше искусство создавалось на века, теперь его срок весьма быстротечен и равен, в случае скульптур Урса Фишера, времени проведения выставки.

Планы дирекции нового музея велики. Что неудивительно: коллекция, составляемая Франсуа Пино на протяжении сорока лет, насчитывает более 10 000 произведений и позволит регулярно менять экспозиции. 

Читайте также