Паблик-арт ушел в город

Новые адреса «Красного сада» компании «Интеко»

Едва ли старожилы упомнят, что у Московского Кремля когда-либо устраивали выставку паблик-арта. А между тем искусство, не закрытое дверями музеев или галерей, публичное, развивающее визуальную культуру города, повышающее комфорт, пришло на главную его площадь: пространство под стенами ГУМа на Красной площади на все лето было превращено в сад скульптур. К тому же сад не простой, а красный, цвет, символизирующий преображение. 

«Востребованность паблик-арта постоянно растет, – утверждает Ирина Коршунова, куратор социокультурных программ девелоперской компании «Интеко». – Мы знаем массу примеров, когда скульптурное высказывание становится неофициальным центром города, местом притяжения, меняет архитектурное и эмоциональное восприятие локации. Чем больше искусства в общественном пространстве, тем больше город открыт к экспериментам». 

Именно «Интеко» взяла на себя финансовые заботы по производству творений современных художников и их монтажу на выставке «Красный сад». Девелоперскую компанию вдохновляет опыт коллег из Нью-Йорка, отчисляющих один процент от строительного бюджета на создание уличных скульптурных объектов. «В 2019 году город Филадельфия в США отмечал 60-летний юбилей с момента первого отчисления на искусство», – подчеркивает Коршунова.

Свою собственную коллекцию «Интеко» начинала с приобретения работы Дмитрия Аске, теперь уже известного автора многослойных рельефов, и в этот раз украсивших собой общественное пространство в сердце Москвы. 

«После Макоши», объемная композиция Дмитрия Аске, по сути парковая скульптура, представленная на выставке «Красный сад» (кураторы: Антон Кочуркин, Марина Федоровская), – обобщенный женский образ, отсылающий к славянской богине плодородия из языческой мифологии. Героиня, выполненная из стального профиля, держит над головой небесный свод, тем самым символизируя важность женщины в этом мире. 

Четко очерченные геометрические формы и яркие локальные цвета давно стали узнаваемыми приемами творческого почерка Дмитрия Аске, лидера «уличной волны».

Проект на Красной площади, инициированный галереей ГУМ-Red-line (открытой с апреля 2019 года) и «Архстоянием», старейшим фестивалем ландшафтных объектов в парке «Никола-Ленивец», продемонстрировал горожанам и гостям столицы широкий спектр жанров и направлений публичного искусства. 

Разумеется, выставка точно не могла бы обойтись без работы мэтра, «гения места» Николая Полисского, собственно, в 2006 году давшего старт легендарному «Архстоянию». «Колонна» Полисского (из коллекции «Интеко»), идеал классической красоты, воспевает природу и предлагает ироничный взгляд на античную традицию. Только элемент архитектурного ордера у художника выполнен не из белого мрамора, но свит из кривого орехового прута. Орешник же, как известно, обильно произрастает в окрестных лесах деревни Никола-Ленивец, что в Калужской области. 

Лидер медиаарта Аристарх Чернышев также обратился к скульптурным формам из арсенала классической древности. В его «Большой античной голове», элегантной работе, положенной на бок у фасада ГУМа, кто-то узнал портрет великого Александра Македонского, кому-то почудились сюрреалистические композиции Сальвадора Дали. Черты лица у головы отсутствуют, на их место встроен постоянно вращающийся знак загрузки, один из привычных атрибутов современности и повседневности. «Совмещение классической эстетики с эстетикой коммуникационного общества создает контекст из монументов минувших эпох и заставляет задуматься о судьбе монументов, установленных сейчас: насколько они будут уместны через 50 лет?» – задается вопросом автор скульптуры. 

Андрей Филиппов, один из лидеров нового поколения «московской концептуальной школы», предложил мистически объединить астрономию и историю. Его стальная скульптура «Гномон» – это парафраз древнейшего астрономического инструмента, позволяющего определять угловую высоту Солнца по наименьшей длине его тени. Художник заметил, что вместе с тенью одно крыло собирается в двуглавого орла, только одна его его голова металлическая, а другая – эфемерная. Филиппов пришел к пониманию, что солнечные часы есть Космос, Космос – есть Вселенная, история, православие, Восточно-Римская империя, а также и то, что возможно наблюдать прошлое, настоящее и будущее в помощью воткнутой в землю палки-гномона. 

Роман Ермаков лаконичной инсталляцией «Стабильная композиция» (из коллекции «Интеко»), являющейся частью большого проекта «Танцующая ось пятого измерения», ведет с нами разговор об энергии форм, притягивающих взгляд своей материальностью и даже чувственностью.

Ринат Волигамси, выпускник архитектурного отделения Уфимского нефтяного института, установил прямо напротив Мавзолея огромную звезду, символ страны, выполненный из тронутого ржавчиной металла. «Многоконечная» звезда, безупречная граненая форма из кортеновской стали, сильный образ и, без сомнения, емкое, мощное авторское высказывание.    

Кованую сталь для своего произведения на выставке «Красный сад» выбрал и Дмитрий Жуков. Не случайно же художник, ныне живущий в Карелии, окончил кафедру художественной обработки металла Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии! Его маньеристический «Французский de Sad» – буквально обвитый ветвями и листьями двустворчатый парковый боскет. «Природа вещей лучше обнаруживает себя в искусственной стесненности, чем в естественной свободе», – цитирует Фрэнсиса Бэкона автор скульптуры.  

К природе апеллируют молодые художники Василиса Прокопчук и Евгений Брагин, в этом году победившие в открытом конкурсе на инклюзивный объект «Архстояния». Система свободно свисающих палок («ветвей», колышущихся на ветру, издающих звуки при столкновении), их «Непроходимая чаща» – абсолютно живая форма, копирующая густой лес, из которого человеку можно выбраться, лишь доверяя своей интуиции.  

После гастролей на Красной площади скульптуры не были отвезены на склад. Они заняли места в общественных и жилых пространствах города. Например, «Стабильная композиция» теперь расположена в жилом комплексе с яблоневым садом «Вестердам» на Аминьевском шоссе; «Колонна» и «Французский de Sad» отправлены на Минскую улицу, в экопроект бизнес-класса West Garden; «Звезда» – в «Садовые кварталы» Хамовников; «Гномон» – на Ильинку. География дальнейшей жизни скульптур обширна, что лишь только подтверждает реальность: паблик-арт – это искусство, предназначенное для внедрения в общественное пространство, живущее в нем, радующее глаз и приучающее публику к своему присутствию.

Читайте также