Как заполучить токен в коллекцию

Ответ знает художник Бруно Чербони: он нашел общий язык с искусственным интеллектом

Инженер по профессии и художник в душе, Бруно Чербони – характерный пример набирающего силу явления под названием «художники NFT». NFT – сокращение от Non-Fungible Token, что в переводе означает невзаимозаменяемый, или уникальный, токен. Это цифровой актив, продаваемый как предмет коллекционирования или произведение искусства, имеющие определенную ценность, основанную на их уникальности. NFT – уникальные криптографические токены в блокчейне, которые нельзя тиражировать: такой токен соответствует проданному предмету и представляет собой сертификат принадлежности и аутентичности. 

NFT существуют лишь в виртуальной реальности: их создает искусственный интеллект (ИИ), они продаются и покупаются за криптовалюту и хранятся в памяти компьютера. Новичкам это трудно понять, но постоянно растущее число таких токенов и объем сделок с ними свидетельствуют о популярности актива, неотделимого от развития цифровых технологий.

А вот Бруно Чербони отнюдь не новичок: обладатель университетского диплома, он сделал успешную карьеру, работая в областях, связанных с инновациями. Сначала в Alitalia, в то время одном из крупнейших экспортеров ПО в мире. Затем в главном информационном агентстве Италии AGI (Agenzia Giornalistica Italia), в одной из компаний группы Eni, где учредил первую в Италии электронную газету Video News. Несколько десятилетий спустя, в 2006–2007 годах, под его идейным руководством была организована компания Virtual Italian Parks, которая на платформе Moondus создала виртуальные штаб-квартиры для нескольких наиболее прославленных итальянских компаний – от Armani до Ferrarelle.

«Я долго работал с виртуальной реальностью, 3D-технологиями и приложениями, ставшими предвестниками того, что развивается сегодня в связи с пандемией, заставившей людей перейти на работу из дома, – говорит Чербони. – Когда я оставил эти занятия, поскольку моя страсть – это искусство, а ДНК – технологии и инновации, я стал рисовать с помощью искусственного интеллекта, создавая собственные методы».

Я построил для себя столько же блокчейнов, сколько существует стилей и вещей, которые я хочу сделать
Бруно Чербони

Для своих работ Чербони использует сверточные нейронные сети – особую категорию глубоких нейронных сетей. «На разработку моей системы ушли долгие годы, – признается Чербони. – В мире многие работают в этой технике, но вы же видите, это все делается при помощи компьютера. Некоторые наиболее известные уникальные токены, например тот, что был продан на аукционе Christie’s за $432 000 «коллективом художников по имени Obvious из Парижа», сделаны с применением системы искусственного интеллекта, которая была практически полностью автоматизирована. Между тем, что создаю я, и тем, что пытаются сделать остальные, гигантская разница».

Чербони использует искусственный интеллект как подспорье в осуществлении своих целей, воплощая идею в картину, написанную его воображением. Сначала делает набросок, который, как фотографию, редактирует на компьютере. «Я представляю себе, каким должен быть результат и в каком стиле, – объясняет он. – Я построил для себя столько же блокчейнов, сколько существует стилей и вещей, которые я хочу сделать. Создавая какой-то объект, я сразу подбираю стиль, в котором хочу его воплотить. На эту работу уходят многие часы, но машина разбивает все на части, а потом собирает в соответствии с тем путем, который я для нее определил. Это делает мои работы уникальными». 

Поклонник мозаичного искусства, Чербони в большинстве своих работ повторяет эффект мозаики, витражного стекла и техники тренкадис, в которой работал Антонио Гауди. Больше всего он любит портреты. У него коллекция из тысяч фото, где изображены люди в оригинальных костюмах – от Венецианского карнавала до Сиенского палио. 

Хотя он «рисует» на компьютере вот уже много лет, его путешествие в мир невзаимозаменяемых токенов началось лишь недавно. «До нынешнего года я о них представления не имел. Создавал цифровые картины, которые печатал при помощи современного оборудования, позволяющего использовать для печати самые разные материалы – от бумаги и вспененного ПВХ (форекс) до фарфора, – продолжает художник. – Пока не появились невзаимозаменяемые токены, те, кто работал в области цифрового искусства, не могли контролировать распространение своих произведений. Теперь же покупатель цифрового произведения может доказать, что он единственный владелец изображения и только он имеет право продать его на вторичном рынке. Больше того, если он произведение продаст, я получу 10% от суммы сделки, и так будет всегда».

Для меня невзаимозаменяемые токены – это провозвестники революционной новой эры в торговле цифровыми изображениями
Бруно Чербони

Проблема нетривиальная, и уникальные токены привлекают внимание не только коллекционеров, но и учреждений сферы искусства. «Для меня невзаимозаменяемые токены – это провозвестники революционной новой эры в торговле цифровыми изображениями, – говорит Барт ван дер Хейде, директор Музея современного искусства «Музейон» в Больцано. – Поскольку договор уже встроен в код, уникальные токены функционируют независимо от какой бы то ни было административной или даже эстетической системы. Для тех, кто постоянно задается вопросом о роли музеев, это, безусловно, волнующая тема для обсуждения. Вряд ли невзаимозаменяемые токены в ближайшее время станут предметами коллекционирования. К счастью, многие художники, работающие в сфере NFT, используют для творчества и другие виды искусства».

На вопрос, каким образом то, что создано искусственным интеллектом, может называться искусством, Чербони отвечает: «Как говорил Микеланджело, рисуют головой, а не руками. Единственное, что имеет значение, это достиг ли ты желаемого результата»!  

(Перевела Елена Туева)

Читайте также