Новые технологии арт-рынка: личный опыт

Рассказывает арт-инвестор Роксана Зарнегар

Роксана Зарнегар, арт-инвестор, ведущий преподаватель Института Sotheby’s в Нью-Йорке и бывший вице-президент компании Artnet, запустившая для нее первый электронный аукцион, заставляет по-новому взглянуть на рынок искусства.

Как именно? Корреспондент «Как потратить» решил узнать подробности...

Как сегодня, на ваш взгляд, нужно работать с искусством и коллекционерами? 

За последние два года понятия «художник», «коллекционер» и «арт-дилер» слились воедино. И сегодня у нас есть возможность переформатировать мир искусства, сделать его более демократичным для всех участников, чтобы они могли выражать себя за пределами старых рамок. Например, журналист, пишущий о рынке искусства, теперь создает NFT-объекты, а коллекционер работает над развитием технологических проектов. Это новая эпоха Возрождения.

Вы являетесь сооснователем и ментором ArtTech акселератора Fuelarts, чья миссия – решать задачи современного арт-рынка с помощью технологий. Что это за технологии? 

По моим оценкам, только около 25% проектов и решений, созданных за последнее время на арт-рынке, можно назвать инновационными: это смарт-контракты, активное использование и развития AR- и VR-технологий и в то же время более избирательный подход к арт-путешествиям в погоне за офлайн-искусством… 

Остальные 75% представляют собой модификацию того, что уже существует. Например, за последние 10 лет инвесторы вложили более миллиарда долларов в два дублирующих друг друга сегмента: маркетплейсы (привычная бизнес-модель арт-дилерства, купля-продажа искусства) и новостные порталы, сообщающие об этих продажах. Отсюда видно, что соотношение традиционных бизнес-моделей и новых подходов в арт-сфере нуждается в перекалибровке. Именно к этому мы стремимся с помощью ArtTech акселератора Fuelarts, где каждый его участник становится создателем сообщества, готового искать новые ниши для развития арт-рынка.

Арт-рынок – это около 15 различных суббизнесов (логистика, менеджмент коллекций, экспертиза, финансовая аналитика и пр.).  И абсолютно неверно считать, что поток доходов идет именно от сделок купли-продажи.
Роксана Зарнегар
арт-инвестор

Чем отличается мир искусства от рынка искусства, каковы механизмы их взаимодействия? 

Ответу на этот вопрос посвящена 2,5-часовая лекция, которую я читаю в Parsons School of Design. Если говорить коротко, то мир искусства – это целая экосистема, состоящая из взаимосвязанных частей, а рынок искусства позволяет этой системе дышать и существовать. Арт-рынок – это не просто сделки купли-продажи, а около 15 различных суббизнесов (логистика, менеджмент коллекций, экспертиза, финансовая аналитика и пр.).  И абсолютно неверно считать, что поток доходов идет именно от сделок купли-продажи.

Каков сегодня объем в денежном эквиваленте рынка искусства и объем частных владений предметами искусства? 

По официальным данным, объем рынка искусства в 2020 году составил $50,1 млрд, из которых 42% приходились на продажи на публичных аукционах, а 58% – на частные продажи (через галереи и дилеров). Хотя это только 1,7% от общей стоимости предметов искусства, находящихся в частном владении, которая в денежном выражении составляет $3 трлн. 

Если мы еще прибавим все предметы искусства, хранящиеся в музеях (а это $2,5 трлн), мы получим $5,5 трлн. Но эти цифры не учитывают возможные подделки, количество которых может быть довольно значительным.

Что коллекционируете именно вы и с какой целью?

Однажды мне сказали, что есть коллекционеры, а есть инфлюенсеры. Лично я коллекционирую и тем самым оказываю влияние на наследие художников моего поколения и их судьбы. Моим первым произведением искусства в коллекции была работа американского художника Роберта Индианы (Robert Indiana). Последнее приобретение – цифровая работа Шепарда Фейри (Shepard Fairey), купленная на платформе Sedition. И самое большое удовольствие я получаю от всего процесса.

Чем отличается современный российский коллекционер от коллекционера из США?

Коллекционер есть коллекционер, независимо от страны. Корреляция есть с тем, какой образ жизни у человека, каковы его ценности, его эстетическая сущность, а не с количеством денег или национальностью. Например, меня очень вдохновила поездка в Москву на саммит коллекционеров Cube.Collectors Summit в 2019 году. Он показал, что в России действительно высокая культура коллекционирования, и я верю, что, объединившись, русские коллекционеры громко заявят о себе миру в ближайшие пять лет.

Читайте также