Страсти по Фаберже разгорятся на Christie's

На аукцион выставлена коллекция фармацевтического магната Гарри Вульфа

Первое произведение фирмы Faberge Гарри Вульф, владелец лондонской фармацевтической сети Underwoods, приобрел в начале 1970-х почти случайно. Это была настольная зажигалка в форме миниатюрного самовара работы Хенрика Вигстрема, одного из мастеров Faberge 1908–1917 годов, которая когда-то принадлежала леди Лидии Детердинг, дочери русского офицера и жене сэра Генри Детердинга, генерального директора Royal Dutch Petroleum Company.

Решив, что ему непременно нужно достойное хобби, чтобы не походить в старости на своего вечно сидящего перед телевизором отца и сохранить живой ум, Вульф остановил выбор на коллекционировании искусства. Но, посещая галереи и антикварные магазины Лондона, консультируясь с дилерами живописи старых и современных мастеров, торговцами старинных серебряных изделий, ковров, нэцке, он быстро понял, что ни один их этих видов искусства его не захватывает по-настоящему.

И вот на одном дружес­ком обеде знакомый дилер старинных часов Лоуренс Гульд показал ему тот самый самовар-зажигалку и предложил ее приобрести за £50 – на предстоящем аукционе эстимейт этого предмета составляет £60 000–90 000. 

Не последнюю роль в живом интересе к Faberge для Вульфа сыграл тот факт, что его дедушка и бабушка по отцовской линии были родом из России, где работал Карл Фаберже, – это единственное, что Гарри знал о ювелире. Чтобы получить более глубокие знания, для начала он быстро прочел книгу The Art of Carl Faberge 1953 года Кеннета Сноумена, а буквально через несколько дней познакомился и с самим автором – и это предрешило все. Художник, ювелир и арт-дилер, Сноумен был внуком Морриса Вартски, основателя лондонской антикварной галереи Wartski, и сыном его шурина Эмануэля Сноумена, исполнительного директора семейного бизнеса. 

После революции 1917 года и потока бежавших от нее богатых эмигрантов галерея стала специализироваться на Faberge. Тогда изделия фирмы буквально наводнили рынок, и сын Морриса Гарри скупал их по всей Европе. А его партнер Эмануэль Сноумен стал тем человеком, который начиная с 1925 и по 1938 год несколько раз побывал в СССР, где приобретал распродаваемые большевиками драгоценности Романовых, предметы искусства из царской коллекции, и среди них творения Фаберже, в том числе знаменитые императорские пасхальные яйца. Сам же Кеннет Сноумен активно помогал отцу, в 1952 году успел побывать в Каире, где после свержения короля Фарука распродавались принадлежавшие его семье ценности, и в их числе немало работ Faberge. А к моменту знакомства с Вульфом Сноумен собственно уже сам являлся исполнительным директором Wartski.

Безупречный вкус, проницательное видение и стремление к совершенству привели Гарри Вульфа к созданию одной из самых знаковых частных коллекций, которая служила абсолютным ориентиром для всех ценителей и любителей Faberge в мире
Алексей Тизенгаузен
глава департамента русского искусства Christie’s

Благодаря дружбе со Сноуменом Гарри Вульф был совершенно пленен хитросплетениями истории, виртуозным мастерством Faberge и твердо решил коллекционировать изделия фирмы. Галерея Wartski стала для него главным проводником в этом процессе. Впрочем, Вульф делал свои приобретения в перекочевавшей из Парижа в Нью-Йорк галерее A la Vieille Russie (как и у Wartski, до 1938 года у нее были прямые контакты с советской государственной конторой «Антиквариат», продающей на Запад художественные ценности); а также на аукционах Christie’s и Sotheby’s. В 1988 году он продал пятьдесят своих аптек широкого профиля Underwoods Pic крупнейшей мировой сети Boots и смог сконцентрироваться на хобби, которое стало для него настоящей страстью. 

Свою впечатляющую коллекцию Вульф формировал почти полвека и всегда руководствовался не столько советами экспертов и друга Сноумена, сколько собственными эмоциями. Он сам подчеркивал, что «покупал лишь те предметы, в которые моментально влюблялся и буквально не мог без них жить», и этому принципу он не изменял никогда. Каждый дилер Faberge на рынке знал, что господину Вульфу бессмысленно рекомендовать конкретную вещь: как истинный охотник за редкостями, он всегда будет смело полагаться на интуицию и наметанный глаз – и те его никогда не подводили. В итоге Гарри Вульф стал обладателем одной из самых выдающихся частных коллекций предметов Faberge, которую собирал почти до самой своей смерти в ноябре 2019 года – еще за пять дней до кончины он делал новые приобретения любимого Faberge. 

Все специалисты отмечают захватывающее дух разнообразие собрания Вульфа, где представлены выдающиеся образцы работы всех известных мастеров фирмы: Хенрика Вигстрема, Юлиуса Раппопорта, Михаила Перхина, Августа Хольминга и Альмы Пиль. А также отражены все направления творчества Faberge: камнерезные фигурки животных (и в этом анималистическом жанре собрание Вульфа вполне соперничает с коллекцией королевы Великобритании Елизаветы II); рамки для фотографий, флаконы для духов и цветочные этюды из поделочных камней и драгоценных материалов и ювелирные украшения с эмалями. 

О высоком уровне собрания Вульфа говорит и тот факт, что все крупнейшие ретроспективы Faberge по миру – в Музее Виктории и Альберта в Лондоне в 1977 году, Смитсоновском музее дизайна Купер-Хьюитт в Нью-Йорке в 1983 году (обе организовывал Кеннет Сноумен), а также выставки в Музее декоративно-прикладного искусства в Париже, Музее Бельрив в Цюрихе, в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и многие другие – не обходились без произведений из собрания британского коллекционера. И даже на предстоящей выставке Faberge: Romance to Revolution, которая стартует в Музее Виктории и Альберта 20 ноября, будет показано десять артефактов из коллекции Вульфа – с ними семья фармацевтического магната решила не расставаться.

На аукционе же, который пройдет 29 ноября, будет представлено 86 предметов. Их эстимейт варьируется от £1000 до £200 000 – специалисты уже предсказывают, что торги без труда могут достичь отметки £3 млн. Эксперты Christie’s также считают, что коллекция Вульфа превосходит во всех смыслах два других престижных собрания, которые еще совсем недавно нью-йоркское отделение аукционного дома продавало после ухода из жизни их владельцев. В 1997 году коллекция ливанского дипломата Уильяма Казана достигла отметки чуть выше $4,5 млн, а в 2000 году собрание барона, нефтяного наследника и яркого представителя поколения джет-сет Энрике ди Портановы немногим перевалило за отметку $3 млн.

Среди 86 лотов есть те, что принадлежали членам русской императорской семьи, представителям европейской знати и аристократии и членами британской королевской фамилии

К слову, Гарри Вульф участвовал в обоих торгах и наравне с Казаном и ди Портановой был членом, теперь уже последним, «большого клуба» коллекционеров Faberge, которые начали в одно и то же время. Но с их уходом из жизни цельные выдающиеся собрания разрозненно расходятся к представителям «новых денег». И им есть за что побороться на предстоящем аукционе, ведь все предметы из коллекции Вульфа отвечают главным критериям стабильно растущих цен на работы Faberge: высокая художественная ценность, редкость, идеальная сохранность и аристократический провенанс. А среди 86 лотов есть те, что принадлежали членам русской императорской семьи, представителям европейской знати и аристократии и членами британской королевской фамилии, а также знаменитым историческим личностям – от императора Николая II до лорда Ивара Маунтбаттена, троюродного брата королевы Елизаветы II.

Алексей Тизенгаузен, глава департамента русского искусства Christie’s, который был знаком с Гарри Вульфом, сотрудничал с ним с 1980-х и по сути готовил этот аукцион, считает, что «безупречный вкус, проницательное видение и стремление к совершенству привели Гарри Вульфа к созданию одной из самых знаковых частных коллекций, которая служила абсолютным ориентиром для всех ценителей и любителей Faberge в мире».  

Читайте также