Щелкунчик стал традицией

Как сказочный герой превратился в символ новогодних праздников в Санкт-Петербурге

Каждый год в период между католическим и православным Рождеством на сцене Мариинского театра дают праздничную серию балета «Щелкунчик». Несмотря на то что в афише спектакль стоит практически на протяжении двух недель, билеты расходятся моментально: без этой сказки новогодние праздники в Петербурге просто немыслимы. За свою более чем 125-летнюю историю балет Чайковского превратился в законодателя петербургской рождественской моды: героям «Щелкунчика» посвящают елочные украшения и праздничные десерты, фарфоровые сервизы и тематические вечеринки.

Мотивы «Щелкунчика» вдохновляют многих петербуржцев: отели декорируют фойе в стилистике сказки, дизайнеры выпускают особые коллекции. Например, мастера Императорского фарфорового завода создали чайный сервиз и серию расписанных вручную миниатюрных скульптур по мотивам эскизов Михаила Шемякина к «Щелкунчику», художник ИФЗ Любовь Цветкова посвятила «Щелкунчику» дизайн кофейного комплекта, а ювелир Ирина Шабут придумала серию елочных украшений, вдохновившись вальсом снежинок.

«В рождественской программе нашей семьи всегда был «Щелкунчик»; моя дочь росла в 1990-е годы, мы взяли с собой старинный бабушкин театральный бинокль, и я сама сшила ей для ее первого спектакля выходное бархатное вишневое платье с нижней юбкой и белым кружевным воротником, – вспоминает Ирина Шабут, создатель ювелирного бренда Shabut Jewelry. – Помню широко распахнутые от восторга глаза, стайку юных любителей балета в театральном фойе и настоящее ощущение чудесного праздника!»

Консьерж-службы петербургских отелей заранее бронируют билеты на «Щелкунчиков» для своих постоянных гостей: сформировался даже особый круг путешественников, которые специально планируют поездку в Петербург в период зимних праздников, одним из главных событий которой становится визит на легендарный балетный спектакль.

«Тема сказки «Щелкунчик» ассоциируется с Новым годом и очень благодатна для «Гранд Отеля Европа», – рассказывает Юлия Пашковская, генеральный директор «Гранд Отеля Европа». – В рождественском декоре флористы отеля часто используют елочные игрушки и деревянные фигуры щелкунчиков для оформления парадной входной зоны и главной елки в кафе «Мезонин». 

Наши гости в первую очередь ориентированы на культурные события города, и посещение одной из постановок «Щелкунчика» в лучших театрах часто становится целью декабрьских поездок. У нас даже есть гости, для которых размещение в историческом люксе «Мариинский», названном в честь театра, и поход на балет стали многолетней предновогодней традицией!»

Любопытно, что 6 декабря 1892 года, в день, когда в Мариинском театре впервые увидела сцену постановка Льва Иванова по либретто Мариуса Петипа на музыку Петра Ильича Чайковского, ничто не предвещало того, что новый балет превратится в петербургскую легенду и даже станет олицетворением волшебной атмосферы, наполненной ожиданием чуда, которая окружает встречу Нового года и Рождество.

Премьера двухактного балета по гофмановской сказке «Щелкунчик и мышиный король» вызвала неоднозначную реакцию, причем от критиков досталось не хореографии, а музыке, которая сегодня считается символом Рождества не только в Петербурге, но и далеко за пределами России. Хотя многие современники отметили на редкость органичное сочетание музыки и хореографии в некоторых сценах, например в вальсе снежинок, среди критиков были те, кто встретил музыкальную часть в штыки: под музыку Чайковского, утверждали они, неудобно танцевать. 

Интересно, что «Щелкунчик» еще в оригинальной версии Льва Иванова был в значительной степени рассчитан на детей

«Во второй половине XIX века в балете преобладала музыка Людвига Минкуса и Цезаря Пуни; оба композитора уделяли особое внимание созданию ритмически четкой основы, им было важно создать музыку, удобную для танца, – рассказывает Ольга Макарова, историк балета и ответственный редактор издательства Мариинского театра. – Пуни и Минкус писали по четкому плану хореографа с указанием нужного темпа и количества тактов для того или иного номера или сцены. Образность не являлась для них первостепенной задачей». 

Но именно «Щелкунчику» Чайковского было суждено войти в историю мировой музыки и снискать всеобщую любовь, и произошло это во многом благодаря невероятной образности балета, который действительно погружает зрителя в волшебную рождественскую сказку.

В послереволюционные годы, когда многие спектакли классического наследия исчезли из репертуара, «Щелкунчик» сумел сохранить свои позиции: перед музыкой Чайковского устоять было невозможно. Возникали новые версии постановки, и в 1934 году появился спектакль Василия Вайнонена, ставший долгожителем репертуара многих российских театров, включая Мариинский. Именно версию Вайнонена танцуют и студенты Академии русского балета имени Вагановой в серии рождественских спектаклей на исторической сцене Мариинки.

Несколько спектаклей в новогодней афише Мариинки каждый год отданы Академии русского балета, ученики которой исполняют все партии, за исключением некоторых ролей, в которых выходят на сцену их преподаватели. Эти спектакли – тоже петербургская традиция. Интересно, что «Щелкунчик» еще в оригинальной версии Льва Иванова был в значительной степени рассчитан на детей. Именно им предназначались партии главных с точки зрения сюжета героев. И танцевали в дореволюционных спектаклях ученики петербургского Императорского театрального училища, преемницей которого стала Академия русского балета. «Клара, Щелкунчик, мыши, солдатики, куклы, феи, гости на празднике – детям предназначалось много ролей», – добавляет Макарова. 

Василий Вайнонен создал собственную хореографию, но тоже предусмотрел участие в спектакле юных танцовщиков. Уже несколько десятилетий его постановку исполняют воспитанники хореографического училища (сегодня Академия русского балета имени Вагановой), однако можно считать, что начало традиции было положено еще в 1892 году первым спектаклем, который был дан под Рождество.

Сейчас «Щелкунчик» живет на петербургских сценах в разнообразных трактовках. С 2001 года в репертуаре Мариинского театра соседствуют «Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена и постановка Михаила Шемякина в хореографии Кирилла Симонова. Михаил Шемякин не только выступил автором эскизов костюмов и декораций, но и придумывал образы персонажей, обсуждал вместе с хореографом характер их пластики, создав красочную фантасмагорию, полную поистине невероятных превращений в истинно гофмановском ключе.

Партитура Чайковского продолжает вдохновлять современных хореографов и художников, даря зрителю все новые интерпретации рождественской сказки. Оригинальную авторскую версию «Щелкунчика» показывают и в Михайловском театре, где спектакль идет в версии современного испанского хореографа Начо Дуато.

«Можно сказать, что все балетные артисты прошли через «Щелкунчик»: сначала совсем юные танцовщики выходят на сцену в массовых детских танцах, постепенно им доверяют небольшие сольные партии, а лучшие получают возможность исполнить роли главных героев», – отмечает Ольга Макарова. Популярностью пользуются и классический спектакль в хореографии Вайнонена, и постановка Шемякина, у которого получился спектакль в духе Гофмана. При желании в рождественские каникулы можно посмотреть обе версии – и оценить, насколько гениальную партитуру написал Чайковский: спустя более чем столетие она дарит нам столько удивительных образов и сказочное настроение Нового года и Рождества.

В праздничные дни в зрительном зале на «Щелкунчиках» всегда много артистов и сотрудников Мариинского театра со своими детьми, внуками, племянниками: они не остаются в стороне от театральной традиции, которая стала истинно петербургской и даже превратилась в символ особой рождественской атмосферы, которую вместе с артистами балета создают дизайнеры, отельеры, художники, кондитеры, ювелиры.  

Читайте также