Женщины Хельмута Ньютона: выставка

В Петербурге открылась экспозиция лучших работ гения фотографии

Уроженца Берлина Хельмута Ньютона, снискавшего славу культового фотографа ХХ столетия, знаменитым сделали портреты, причем преимущественно женские.

Благодаря Ньютону в мире фотографии сложился новый женский образ – роковой красотки, femme fatale, покорявшей и подчинявшей себе с первого взгляда. Он не гнушался вуайеристскими, фетишистскими и лесбийскими подтекстами, каждая новая фотосессия становилась сенсацией, неизменно вызывала скандалы, а автор снимков спокойно декларировал свое творческое кредо, заявляя: «Вуайеризм в фотографии – это необходимое и профессиональное извращение».

Выставка «Хельмут Ньютон», которая открылась 17 декабря в петербургском музее «Эрарта», демонстрирует нам самую эффектную галерею портретов, созданных Ньютоном. 

Куратор выставки Маттиас Хардер, директор берлинского музея Helmut Newton Foundation, обещает, что даже для тех, кто знает творчество фотографа, выставка станет настоящим откровением: такого Хельмута Ньютона в России еще не видели. В фокусе выставки – фотографии, сделанные в 1970-е и 1980-е годы. Именно этот период считается пиком в творчестве маэстро фотографии – тогда Хельмут Ньютон создал самые провокационные, выразительные и запоминающиеся образы. 

Когда вы смотрите на его снимки, можно заметить, что он ставит себя на место того, кто наблюдает за происходящим. Он будто подглядывает за вами
Катрин Денев
актриса

Именно к этому периоду относится одна поучительная история, ставшая для немецкого фотографа уроком, который он запомнил на всю жизнь. В 1972 году его отправили в командировку на гавайский остров Мауи. Фотографировать предстояло купальные костюмы, однако на Гавайях постоянно шел дождь, и Ньютон растерялся.

«Я в панике позвонил Алексу в Нью-Йорк и пролепетал: «Я не могу снимать, здесь ужасная погода», – вспоминал позже фотограф в своих мемуарах. – Он холодно ответил: «Хельмут, меня интересует не погода, а только фотографии, которые ты привезешь с собой». Это был урок, который я никогда не забуду. Если тебя послали охотиться, будь добр, вернись с добычей». 

В 70-е и 80-е годы мэтр провокации из мира фотографии создает свои самые знаменитые женские портреты, снимая Катрин Денев, Маргарет Тэтчер, Софи Лорен, Шарлотту Рэмплинг, Монику Беллуччи, а его работа с Синди Кроуфорд «Дама с доберманом» вошла в анналы современной фотографии. Новаторские снимки Ньютона без устали публикуют международные издания Vogue, Harper’s Bazaar, Elle, Vanity Fair, Oui и Playboy.

Всего на выставке показаны 74 произведения, созданные с 1973 по 1981 год. Среди них – символичный и ставший знаковым диптих-антитеза «Они идут» (Here They Come) 1981 года. Два снимка, четыре неизвестных модели – и убедительная иллюстрация новой эпохи, где на смену мужскому доминированию пришла власть женщин над мужчинами. Героини нового времени – агрессивно сексуальные, раскрепощенные и уверенные в себе.

Именитые модели Ньютона доверяли ему и ценили его авторский взгляд.

«В своей работе он не зацикливается на камере, – вспоминает о работе с Ньютоном знаменитая французская актриса Катрин Денев. – Когда вы смотрите на его снимки, можно заметить, что он ставит себя на место того, кто наблюдает за происходящим. Такое редко встречается в фотографии. Кто-то может думать, что есть идеальный ракурс для лица и для тела, но его угол зрения всегда слегка другой. Он будто подглядывает за вами, и от него ничего не ускользает».

Ньютона часто просили поделиться своим видением женского совершенства и сформулировать некие каноны красоты, но культовый немецкий фотограф всякий раз разочаровывал вопрошающих.

«Я узнаю, что девушка красива, когда вижу ее, – пишет Ньютон в своей автобиографии. – Это похоже на открытие новой, неизвестной территории, которую я могу исследовать. Кроме того, мой идеал женской красоты со временем подвергся резким изменениям. ...Для меня это не имеет логического объяснения; я не знаю, почему одна девушка «соблазняет» мою камеру, а другая нет».

Выставка продлится до 17 апреля 2022 года.

Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, 29-я линия, дом 2, музей современного искусства «Эрарта».

Читайте также