«Черная кость» в искусстве

Скульптуру из ископаемого дуба показывают на Dubai Expo 2020

Прикоснуться к артефакту ледникового периода можно в одном из самых жарких мест на планете – на Всемирной выставке в Дубае. Скульптура работы Властимила Беранека «Черная кость», созданная из ископаемого дуба возрастом 6500 лет, будет представлена в чешском павильоне Dubai Expo 2020 в рамках экспозиции Crystal Caviar до конца марта 2022 года. 

История создания «Черной кости» началась шесть лет назад, когда в 2016 году во время строительных работ в городке Острава в Северной Моравии экскаватор наткнулся на что-то чрезвычайно твердое, лежащее на глубине шести метров. Для определения найденной породы были вызваны ученые-геологи. Вскоре после обнаружения образцы необычной древесины были отправлены в лабораторию Beta Analytic в Майами, где с помощью метода радиоуглеродного датирования был определен возраст находки. 

Поскольку залежи ископаемого дуба оказались довольно внушительными, была основана компания Subfossil Oak – cегодня она владеет и распоряжается уникальными запасами самой старой древесины на планете. 

Идея создать произведение искусства из ископаемого дуба возникла не сразу. А вот научный интерес к находке мгновенно продемонстрировали многие университеты по всему миру. С первого же дня существования Subfossil Oak начала сотрудничать с учеными и университетами, отправляя образцы по запросу исследователей, изучающих изменение климата на земле за последние 3000–6500 лет, а также проблемы глобального потепления. Была сформулирована и главная цель компании – найти способ познакомить широкую публику с уникальным историческим артефактом. 

«Черная кость» – память о прошлом человечества, своеобразное «послание в бутылке» от наших предков, рассказывающее о мимолетности и вечности
Властимил Беранек
скульптор

Сегодня помимо скульптуры «Черная кость», представленной на Dubai Expo 2020, образцы ископаемого дуба можно увидеть в Музее естественной истории в Лондоне в рамках постоянной экспозиции, посвященной ледниковому периоду, а также в Королевском ботаническом саду в Лондоне (Kew Gardens), в Манчестерском музее, в Музее естественной истории в Берлине, в Музее естественной истории в Вене, в Национальном музее в Праге и в павильоне геологии в Остраве, где был найден артефакт. 

Subfossil Oak стремится не просто встроить находку в исторические экспозиции музеев по всему миру, но и создать вокруг ископаемого дуба своего рода пространство для размышлений. В этом смысле сотрудничество со скульптором Беранеком, известным в Чехии философом от искусства, стало знаковым.

«Черная кость» – память о прошлом человечества, – комментирует Беранек. – Кости всегда безмолвно рассказывают истории своего прошлого. И поэтому ископаемый дуб – не только редкий и вдохновляющий материал для меня как для скульптора. Это еще и своеобразное «послание в бутылке» от наших предков, рассказывающее нам о мимолетности и вечности». Правда, на этот раз «послание» зашифровано чуть более замысловатым образом, будучи выражено не в словах, а в рисунке древесины и в узоре колец, свидетельствующих о солидном возрасте дерева. 

В поисках идеальной формы для выражения всей гаммы мыслей и эмоций, возникающих при соприкосновении с редким материалом, Беранек обратился к минимализму. Абстрактная скульптура размером 2,3 м представляет собой закрученный спиралью и стремящийся ввысь ствол дерева. Поверхность ствола идеально отполирована и позволяет зрителю наслаждаться переливами оттенков ископаемого дуба при разном освещении.

Добиться столь ровной поверхности оказалось не просто, так как за прошедшие тысячелетия в древесине отложились осколки гравия, в нем долгое время «хранился» дуб. По признанию скульптора, за восемь месяцев работы над его произведением cупервысокотехнологичный девятиосевой станок с числовым программным управлением несколько раз ломался, натыкаясь на камни.

Кроме того, все восемь месяцев скульптор наслаждался не только внешним видом материала и его текстурой, но и тонким ароматом древесины. Было решено законсервировать и аромат тоже, в частности использовав опилки ископаемого дуба для изготовления ароматических свечей. 

Помимо сохранения ископаемого дуба для музеев компания Subfossil Oak ищет возможность финансировать исследования через продажу части запасов архитекторам, дизайнерам и скульпторам. По мнению Марека Нога, президента Subfossil Oak, важно, чтобы образцы ископаемого дуба были использованы творческими людьми для создания уникальных произведений искусства из этого самого что ни на есть эксклюзивного материала.

Кстати, обсуждается использование ископаемого дуба при реставрации сгоревшего купола cобора Парижской Богоматери, так как дуб обладает невероятной прочностью. 

Для того чтобы познакомить мировую общественность с новым для нее материалом для творчества, помимо собственно скульптуры «Черная кость» на Всемирной выставке в Дубае показано несколько именных образцов необработанного ископаемого дуба для тех, кто хочет создать свое эксклюзивное произведение искусства. Например, из ископаемого дуба можно сделать музыкальный инструмент, скульптуру, предмет интерьера, даже паркет. Несмотря на солидный возраст, он прослужит еще вечность.  

Читайте также