Обложка для вина: инвестиции

Винные этикетки, которые создали великие художники

Знакомство с новым вином, как и с новой книгой, – это ни с чем не сравнимый момент. Вы наслаждаетесь глубиной, вкусом, и после «прочтения» становится понятно, насколько интересным для вас был «сюжет» и что хотел сказать автор, а именно производитель этого вина. Этикетка же здесь играет роль обложки. 

А теперь вспомните, как часто вы приобретали ту или иную бутылку вина, основываясь исключительно на этикетке? Для кого-то привлекательным является минималистичный дизайн, кому-то нравятся яркие, броские изображения и иллюстрации. В любом случае нам важно, чтобы нарисованное не вызывало визуального отторжения.

Дизайн бутылок и этикеток стал отдельным направлением в искусстве относительно недавно: негласное соревнование производителей вин между собой в уникальности и стилевой особенности этикеток началось примерно в середине XIX века. 

С тех пор знаменитые винные дома обращались к самым именитым художникам за созданием винной «обложки» – Пабло Пикассо, Марк Шагал, Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Дэвид Хокни, Фрэнсис Бэкон, Джефф Кунс – это лишь небольшой перечень живописцев и графиков, которые помогли создать этикетки, вошедшие в историю. 

Но вернемся в век девятнадцатый. Именно тогда, в конце столетия, репродукции картин стали появляться на бутылках от Chateau Malrome. Любопытная деталь: замок, где создавали вино, принадлежал матери великого французского художника Анри де Тулуз-Лотрека. Несмотря на сложные взаимоотношения с родителями и их неприятие того факта, что сын стал знаменит благодаря созданию портретов куртизанок и танцовщиц кабаре, после его смерти графиня начала украшать работами сына этикетки своих вин. Эта традиция дошла и до наших дней – репродукции работ Тулуз-Лотрека на винах от Chateau Malrome присутствуют и сегодня. 

Негласное соревнование производителей вин между собой в уникальности этикеток началось в середине XIX века

В числе первых, кто стал приглашать художников для создания этикеток, были и владельцы Chateau Mouton-Rothschild. На сегодняшний момент с ними успели поработать более 50 великих художников, и даже смерть некоторых из них была не в состоянии прервать этот творческий процесс. Так, в 1973 году вино Ротшильдов было признано Grand Cru, и для этого винтажа Пабло Пикассо должен был написать особенную этикетку. 

К сожалению, Пикассо не удалось довести задуманное до конца: в апреле 1973 года он скончался. И тогда в дань памяти о великом художнике было решено украсить бутылку репродукцией акварели Пикассо «Вакханалия». Сейчас коллекционеры готовы отдать целое состояние за бутылку Chateau Mouton-Rothschild 1973 года урожая – нам остается только следить! 

Всеми любимый Moet & Chandon одно время сотрудничал с чешским живописцем и театральным художником Альфонсом Мухой. Он был известен созданием графики, в том числе работал над афишами, плакатами, буклетами и иллюстрациями для упаковок сигарет, печенья, обивочной ткани, и даже расписывал кафель в ванных комнатах «Восточного экспресса». Бутылки шампанского Imperial 1899 года и White Star были украшены изысканными иллюстрациями роскошных «женщин Мухи» в оригинальном, узнаваемом стиле художника. 

А итальянская винодельня Tenuta dell’Ornellaia пошла еще дальше и даже создала свой отдельный проект под названием «Винтаж художника». Суть его заключается в тандеме искусства и виноделия. Каждый год разные художники придумывают уникальную этикетку, на которой должны быть отображены характер вина и его особенные черты, свойственные определенному году урожая. Вино лимитировано и продается на благотворительном аукционе. Интересно, что встретить можно бутылки не только стандартного объема, но и двойной магнум (3 л), империал (6 л) и сальманазар (9 л). Такие объемы лимитированных вин обретают свою ценность среди ценителей коллекционных напитков.   

Идея украшать бутылку произведениями искусства актуальна по сей день, и в наши дни коллаборации виноделен с художниками продолжают подчеркивать исключительность определенных винтажей, выделяют бренды среди конкурентов и оставляют свой след как в искусстве, так и в винном мире. 

Например, художник и граффити-райтер Павел Ртуе разработал винные этикетки для линейки Rtue от хозяйства Uppa Winery Павла Швеца. Источником вдохновения для него послужили фотографии винодельни, виноградных лоз и процесса создания вина. И теперь мы можем видеть винные этикетки с абстрактными композициями в стиле джаз, как если бы быструю и неуловимую импровизацию этого музыкального направления можно было запечатлеть на полотне.   

Но не только живописцев увлекает вино. Трудно найти человека, который бы не смотрел фильм «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы, но мало кто знает, что режиссер занимается созданием вина и владеет винодельческими хозяйствами в Калифорнии и Орегоне. А для линейки Francis Coppola Reserve из сорта шардоне были разработаны этикетки авторства голливудского художника-постановщика, лауреата премий «Оскар» и BAFTA Дина Тавулариса. 

Читайте также