Соль коллекции: инвестиции

Солонка как объект вожделения и символ статуса

Глядя на сегодняшние неказистые емкости для соли, трудно даже предположить, что когда-то эти нехитрые приспособления с дырочками наглядно демонстрировали принадлежность своего владельца к элитному сословию. 

А между тем причина такой благосклонности знати к этому предмету домашнего обихода очевидна: в Средние века и эпоху раннего Возрождения соль была настолько редкой субстанцией, что роскошные церемониальные солонки изысканных форм с маленьким отделением для белого порошка, выполненные из драгоценных металлов, стояли высоко на столах сильных мира сего, маркируя положение гостей – над солью или под ней. 

Сегодня солонки вновь привлекают коллекционеров – и не только своей экстравагантной красотой, но и уникальной историей. Хотя практически все собиратели жалуются, что сейчас на рынке появляется очень мало исторически значимых ранних солонок.

«Самые важные материалы давно находятся в музеях, например The Burghley Nef, серебряный с позолотой парусник XVI века из Музея Виктории и Альберта, или экстравагантное сооружение, увенчанное фигуркой воина, созданное золотых дел мастером Николасом Хиллиардом в 1589 году, находящееся сейчас в коллекции Salters’ Hall в Сити», – рассказывает британский журналист Катрин Берроуз. 

Но самая знаменитая солонка мира создана в Италии. И, конечно, итальянцем, а именно самим Бенвенуто Челлини. Гениальный живописец, ювелир, скульптор-бунтарь сделал ее для французского короля Франциска I в 1543 году: это миниатюрная скульптура из золота и эмали, в которой две фигуры символизируют землю и море. Солонка работы великого итальянца, стоимость которой оценивается сегодня приблизительно в $63 360 000, была украдена в 2003 году из венского Музея истории искусств и возвращена туда только в 2006 году. 

Естественно, ранние шедевры, столь редко попадающие на антикварный рынок, и оцениваются чрезвычайно высоко. Например, солонка времен короля Якова I в форме колокола, созданная в 1607 году и когда-то принадлежавшая американскому медиамагнату Рэндольфу Уильяму Херсту, была продана в 2005 году с торгов Christie’s за $252 000, а сейчас, по словам Тимо Купмана из компании Koopman Rare Art, может стоить более $500 000. 

В звездный список смело можно включить и королевских серебряных дел мастера Пола Сторра (1771–1844). Его сделанные на заказ солонки по сей день продаются за шестизначные суммы. Четыре солонки времен Регентства, датированные 1813 годом, заказанные у Сторра для сервиза герцогини Сент-Олбанской, были проданы за $330 000 на Christie’s в 2002 году.

Тем же, кто только вступает на путь собирателя солонок, эксперты рекомендуют обратить внимание на сосуды особой тематики

Но Сторр, уточняет Берроуз, также создавал и более простые солонки для сервировки столов среднего класса, и сегодня пару-другую ампирных солонок его авторства можно купить на аукционе за «умеренно» высокую цену.

Голландский коллекционер Симон ван ден Берг собрал за 14 лет солидную коллекцию из 154 солонок. Среди его лучших экспонатов сосуд XVIII века, изготовленный английским ювелиром-женщиной Хестер Бейтмен, плюс пара произведений ее наследников – Питера и Энн Бейтмен, а также многочисленные изделия лондонского мастера Роберта Хеннелла. 

Причем последние – элегантные солонки, изготовленные семьей Хеннелл, тремя поколениями династии серебряных дел мастеров, – привлекают все больше поклонников. Причину возросшего интереса следует искать в необычном дизайне: кардинально отличающиеся от массивных возносящихся ввысь солонок Средневековья, эти предметы декоративны, часто имеют форму котла и снабжены вставками из цветного стекла, которые должны защитить серебро от агрессивной соли. 

Тем же, кто только вступает на зыбкий путь собирателя солонок, эксперты рекомендуют обратить внимание на сосуды особой тематики. В качестве примера та же Берроуз приводит сервиз с морскими мотивами, созданный для английского двора и дополнявшийся в течение более чем столетия лучшими мастерами своего времени. «В него входят две пары позолоченных серебряных солонок в стиле рококо в форме крабов и лангустов, выполненных ювелиром-гугенотом Николасом Спримоном для Фредерика, принца Уэльского, в 1740-х годах, – уточняет она. – Этот сервиз многократно копировался для состоятельных клиентов, часто самими мастерами, изготовившими королевский сервиз, но сегодня предметы из него в хорошем состоянии очень редки». 

Читайте также