«Лукоморье» в Москве

Часовщик Константин Чайкин и ювелир Ильгиз Фазулзянов представили свою выставку

Александр Сергеевич Пушкин и его предисловие к поэме «Руслан и Людмила» имеют к совместному творческому акту Константина Чайкина и Ильгиза Фазулзянова непосредственное отношение – именно поэтому при входе на выставку «Лукоморье. Шедевры русских мастеров», которая открылась в Музее современной истории России, звучат знакомые каждому строки про «дуб зеленый и златую цепь на дубе том...»  

Коридор с бегущими по стенам сказочно-механическими инсталляциями приводит к объекту, который и послужил поводом для открытия этой экспозиции произведений двух российских мастеров, – к настольным часам «Лукоморье», шедевру механического и ювелирного искусства, первому плоду совместного творчества часовщика-изобретателя Константина Чайкина, главы существующей с 2003 года мануфактуры Konstantin Chaykin, и художника-ювелира Ильгиза Фазулзянова, основателя бренда Ilgiz F. 

Композиционно объект «Лукоморье» едва ли не дословно воспроизводит придуманный Пушкиным сюжет: под развесистой кроной дуба можно видеть и скульптурную фигурку ученого кота, и сидящую в ветвях русалку, и выходящего из волн витязя, и опоясывающую могучее основание древа золотую цепь, по звеньям которой вьется традиционный славянский орнамент. 

Собственно, цепь и послужила несколько лет назад Константину Чайкину импульсом для создания уникального механизма с цепной графической цифровой индикацией часа. Изобретатель просто в задумчивости наматывал на палец цепочку и вдруг подумал: а почему бы не сделать механизм по такому принципу? Так через несколько лет появилось это первое в истории мирового часового дела устройство подобного рода. 

Правда, Чайкин быстро осознал, что создать наручные часы со столь сложным механизмом невозможно: для его работы неоткуда будет взять энергию, – и решил поместить его в масштабные настольные часы, держа в голове идею пушкинского дуба с его цепью.

Этой дерзкой и дорогостоящей и тут же запатентованной (на счету у Чайкина уже 91 патент) идеей Константин поделился со своим давним заказчиком, коллекционером и меценатом, и тот дал добро на ее реализацию, но лишь с одним немаловажным условием – механическую составляющую объекта должна дополнять ювелирная и не менее талантливая.

В этот момент часовщик вспомнил о своем коллеге художнике-ювелире и обратился к нему с этим предложением. Оба мастера тогда были знакомы скорее шапочно – в 2014 году Чайкин вручал Фазулзянову премию Luxury Lifestyle Awards в категории «Лучший ювелирный бренд класса люкс». И таким образом впервые узнал об украшениях Ilgiz F., а Фазулзянов в свою очередь – о часах Konstantin Chaykin, и оба отдали должное достижениям друг друга. 

Теперь ювелир признается, что в проекте «Лукоморье» его привлекла в первую очередь сложность поставленной задачи: заказчик пожелал, чтобы буквально каждый сантиметр декора часов был выполнен на уровне ювелирного украшения, с использованием техник, традиционно представленных в России, – в таком масштабе Фазулзянов еще никогда не творил. 

И вот спустя два года с момента знакомства оба мастера приступили к проекту, который за пять лет работы над ним из частного заказа постепенно перерос в личный профессиональный вызов и завершался уже за счет двух мастеров – из-за перфекционизма обоих и во имя взятия новых высот в своем ремесле.

«Мотивация у нас с Ильгизом одна – реализовать то, что мы задумали, сделать – красиво. Мы беремся за частный заказ, а потом хотим сделать его еще интереснее, еще сложнее. Да, объект должен понравиться заказчику, но и нам самим – не меньше. Мы всегда работаем так, словно бы делаем что-то для самих себя, на пределе мастерства. И да, ради искусства мы готовы даже уходить в минус, но зато мы реализуем какие-то свои дерзкие художественные замыслы, – рассуждает Чайкин. – Для меня это не желание оставить след в культуре России, а менее пафосно – повысить свою личную профессиональную планку».

Чрезвычайно сложный механизм настольных часов «Лукоморье» с четырьмя заводными барабанами и двумя вращающимися цилиндрами собран из 1119 компонентов, причем их львиная доля приходится на устройство графической цифровой индикации часа, одного из наиболее сложных в истории часового дела. 

Часы «Лукоморье» представлены в первом отдельном зале в стеклянной витрине с круговым обзором – этот уникальный объект высотой 47 см, диаметром 41 см и весом 16,4 кг

Индикатор состоит из двух вращающихся цилиндров, на фронтальный цилиндр со вспомогательного в один или несколько оборотов наматывается цепочка, образующая при этом на поверхности фронтального цилиндра изображение римской цифры указателя часа от I до XII. При наступлении нового часа и оба цилиндра, и устройство подачи цепочки приходят в движение, снова образуя изображение римской цифры, обозначающей наступивший час.

В механизме также установлены турбийон Чайкина с кареткой его фирменного дизайна «альфа», дисковый цифровой индикатор минут с призматической проекцией, дисковый указатель даты, синхронная система завода четырех барабанов с дифференциальной передачей и указатель запаса хода вертикальной конструкции.

Ильгиз Фазулзянов облек эту сложную механику в высшей степени пышные декоративные формы, с одной стороны, воспроизведя практически дословное описание из поэмы Пушкина, с другой – максимально стараясь избежать в сложной для любого ювелира сказочной теме «лубочности». Под выполненной из резных нефритовых пластин кроной дуба он разместил богато украшенные яркими орнаментами из перегородчатой и выемчатой эмали русские палаты, над ними протянута та золотая цепь, по которой идет кот – фигурка, искусно вырезанная из камня; а на ветвях дуба – сидит русалка, созданная из белого и желтого золота, с хвостом в технике перегородчатой эмали. Этот персонаж в композиции часов единственный, кто смотрит прямо на зрителя – таким образом нарушая обращенную во внутрь закольцованную композицию сказочного «Лукоморья». 

Оба мастера считают, что само древо дуба – это не просто композиционная ось их произведения, но и символ мифологического мирового древа и мощи русского народа. Так или иначе, его кора выполнена методом инкрустации из коричневых эфиопских опалов с их яркими вкраплениями-искрами, и, как оказалось, найти это драгоценное сырье в таком объеме на рынке не просто. Не менее сложно было выполнить и бьющиеся о подножия дуба волны с фигурками парящих чаек – применение перегородчатой эмали на объемных поверхностях стало настоящим техническим испытанием и на каждом лабораторном этапе неизбежно заканчивалось браком, пока не было найдено верное решение. 

Среди волн размещена фигура выходящего из моря витязя – в отверстии-апертуре его щита демонстрируется текущая дата, и по этой же оси выше еще в трех расположенных одна над другой апертурах на стволе дерева можно видеть – минуты, наматывающуюся на цилиндр цепь, которая составляет римскую цифру и демонстрирует час, и на самом верху – эффектный турбийон, часть механизма-автоматона.

Также в рамках выставки демонстрируются 24 ювелирных украшения работы Ильгиза Фазулзянова и 16 часов, наручных и настольных, работы Константина Чайкина

Как образец симбиоза ювелирного и часового искусства настольные часы «Лукоморье» представлены в первом отдельном зале в стеклянной витрине с круговым обзором – этот уникальный объект высотой 47 см, диаметром 41 см и весом 16,4 кг действительно стоит внимательно изучать со всех сторон и открывать в нем все новые неожиданные детали. 

В двух следующих залах в рамках выставки демонстрируются 24 ювелирных украшения Фазулзянова и 16 часов, наручных и настольных, работы Константина Чайкина. И если художник-ювелир Фазулзянов подбирал свои произведения по принципу «сказочности» – чтобы их сюжет имел мифологическое или символическое происхождение, то часовщик Чайкин просто представляет на публике все свои самые известные творения: вариации наручных часов «Клоун», за механизм которых он удостоился Женевского гран-при высокого часового искусства, сложные настольные часы-объект «Пасхалия» и самую последнюю работу – настольные часы «Стрелы времени». 

Для Фазулзянова это уже вторая выставка его украшений в Москве – в 2016 году его творения были представлены в звоннице Оружейной палаты Московского Кремля, а Чайкин свои произведения показывает российской публике впервые, до этого его работы видели только в швейцарских Базеле и Женеве и в Лондоне.

«Хочется верить, что наш с Константином первый, но теперь уже точно не последний проект подвигнет российских коллекционеров и меценатов к тому, что в будущем они станут инвестировать в подобные уникальные произведения искусства, а те в свою очередь составят часть культурного фонда нашей страны и будут передаваться следующим поколениям,» – подытоживает итоги совместной работы Фазулзянов.

Выставка «Лукоморье. Шедевры русских мастеров» проходит в Музее современной истории России, ул. Тверская, д. 21, до 22 апреля 2022 года.

Читайте также