Выставка Homo Faber и ее живые сокровища

Проект, прославляющий талант мастеров и ремесленников, на этот раз пройдет в Венеции

В 2016 году, когда Йохан Руперт, владелец Richemont Group, и Франко Колоньи, глава Fondazione Cologni dei Mestieri d’Arte, вместе основали Фонд поддержки творчества и мастерства имени Микеланджело, у них была четкая цель: поддержать лучших европейских мастеров, часто остававшихся в тени и не принимаемых в расчет, помочь им справиться с вызовами времени. Руперт и Колоньи поставили перед собой задачу сделать этих искусных мастеров пропагандистами более гуманных методов работы, производства и продаж – одним словом, более достойной жизни.

Первое мероприятие Homo Faber в 2018-м дало старт новому международному движению, которое ставит человеческий талант в любых его проявлениях в центр усилий по достижению более устойчивого будущего, где «устойчивость» означает не только заботу об окружающей среде, но и все то, что делает жизнь нестандартной: мечты, творчество, красоту.

Вторая выставка Homo Faber, которая пройдет с 10 апреля по 1 мая 2022 года на территории Фонда Джорджо Чини в Венеции, подчеркивает важность этих задач и выводит их на новый эмоциональный уровень. Так, Япония с ее богатой древней культурой, ставшая «почетным гостем» и главной сквозной темой мероприятия, демонстрирует, что наиболее умелые мастера – это «живые сокровища». Именно такой статус присваивают в стране Восходящего солнца тем, кто в совершенстве владеет редким традиционным ремеслом. Их существование бесценно для культуры, памяти и самоидентификации народов и мест: талант и фантазия – тот человеческий капитал, который необходимо рассматривать и ценить как культурное достояние человечества.

Пятнадцать выставок, которые пройдут в рамках этого уникального события, курирует команда экспертов, среди которых такие знаменитости, как Боб Уилсон, Наото Фукасава, Джудит Кларк, Дэвид Камео, Стефано Боэри, Микеле де Лукки, Жан Бланшар, Тапива Мацинде, Саймон Кидстон и Себастьян Херкнер. Эта концепция кураторства – один из секретов мероприятия, которое в нынешнем году охватит всю Венецию целиком благодаря программе Homo Faber in Città, ведь если делать что-то с любовью, поступать правильно, замечать отличия и подчеркивать их, то усиливается восприятие, а значит, и понимание ценности красоты.

Полувыставка-полумероприятие, Homo Faber призван воспеть работу и то радостное ощущение, которое возникает благодаря умению преобразовать сырой материал в неповторимые изделия. Как те, которые модные дома, отобранные Джудит Кларк, куратором и профессором Fashion and Museology at University of the Arts London, представят на выставке «Генеалогия орнамента».

Пятнадцать главнейших представителей мира роскоши – от Cartier и Dolce & Gabbana до Van Cleef & Arpels, от Serapian до Hermès, от Lemarié (часть вселенной Chanel) до старинного японского производителя кимоно Chiso – все представят мастеров за работой, чтобы они продемонстрировали секреты мастерства, а также выставят на всеобщее обозрение старинные, малоизвестные архивные экспонаты, которые вскроют культурные корни их бесценного наследия.

Восхищаться красотой означает позволять таланту, креативности и мастерству каждый день возрождаться – к этому и призывает нас Homo Faber. В надежде создать более гуманное будущее – будущее, сотканное из опыта, усердия и увлеченности.
Альберто Кавалли
исполнительный директор Фонда Микеланджело и главный куратор проекта Homo Faber

В общем, работа, которую представляет и пропагандирует Homo Faber, важная и кропотливая. Она не имеет ничего общего с тем усердным трудом насекомых, который Джон Рёскин, один из первых сторонников многогранности – визитной карточки Венеции, осудил как дегуманизирующий применительно к человеку. Это работа, взлелеянная мастерством и поэзией. Что сумели понять и подчеркнуть кураторы, выбранные Фондом имени Микеланджело, как люди, обладающие вкусом и умеющие оценить приемы работы и ее результат. Рукотворная красота, о которой повествуется по мере того, как она движется в будущее, сохраняя прошлое. Которое на самом деле никуда не исчезло.

Участие японских «живых национальных сокровищ» – действенный способ понять ценность мастерства в современном мире. В своей видимой простоте предметы, созданные этими талантливыми хранителями уникального ноу-хау, предлагают эффективное противоядие против банальности и стандартизации, которые делают наше настоящее унылым. В процессе творчества они демонстрируют радость созидания в повседневной жизни.

Ледяная пропасть, все больше разделяющая нас и окружающие предметы, о которых мы чаще всего не знаем ничего, кроме их функций, разрастается как никогда из-за нашей опасной неспособности созерцать и принимать красоту. Восхищаться красотой означает позволять таланту, креативности и мастерству каждый день возрождаться – к этому и призывает нас Homo Faber. В надежде создать более гуманное будущее – будущее, сотканное из опыта, усердия и увлеченности.

Эту надежду разделяют оба шефа Homo Faber – Йохан Руперт и Франко Колоньи. Фонд художественных ремесел Колоньи, Японский фонд, Фонд Джорджо Чини, Фонд Бетанкур Шюллер и другие партнеры, которых Фонд Микеланджело привлек к участию в Homo Faber, ведут свою деятельность так, чтобы эти ценности, восхищающие и вдохновляющие нас, представляли собой не следы былой роскоши, а показывали наиболее разумное и, возможно, самое устойчивое направление для движения в прекрасное будущее.

Выставка Homo Faber пройдет с 10 апреля по 1 мая 2022 года.

(Перевела Елена Туева)

Читайте также