Гжель удивила всех

Фарфоровый завод выпустил коллекционные марки совместно с «Почтой России»

Нынешний, 2022 год объявлен Годом культуры народов России. И по этому поводу «Почта России» выпустила серию марок с гжелью.

Стоит отметить, для Гжельского фарфорового завода это лишь второй в истории пример сотрудничества с «Почтой России». В прошлый раз гжельское изделие изображалось на новогодней марке в 1994 году. Марка, надо сказать, была необычная, треугольная, ее украшал классический гжельский канделябр с горящими свечами и традиционной новогодней атрибутикой. 

Зато в мае этого года свет увидели сразу четыре марки. «Они кратко рассказывают историю развития промысла и могут сильно удивить, – считает Анастасия Праведнова, директор по связям с общественностью Гжельского фарфорового завода. – Тем, кто всегда думал, что гжель – это про бело-синий рисунок, интересно будет увидеть многоцветный майоликовый кумган XVIII века на одной из марок. Такая вот марка-удивление». 

Впрочем, для историков искусства ничего удивительного в цветной гжели нет. Во времена Петра I и Екатерины II гжель была многоцветной. А привычный бело-синий облик она приобрела после Великой Отечественной войны. И во многом такой минимализм стал вынужденной мерой: синяя кобальтовая роспись дешевле и проще в работе. 

Сегодня же Гжельский фарфоровый завод активно возрождает позабытые старинные «цветные» традиции, создавая сервизы, вазы, кофейные чашки, статуэтки с оптимистичными орнаментами и рисунками. 

На изделиях распускаются розовые цветы с сочными зелеными лепестками, красуются сказочные царевны в ярких кокошниках, рыжие лисы, снегири с красными грудками. 

А недавно завод выпустил капсульную коллекцию «Настурция» в подглазурной цветной росписи. «Настурция», как, кстати, и реальный цветок, вдохновивший художников, будет «цвести» всего несколько месяцев – до сентября. А затем перейдет в формат коллекционной редкости. 

Но вернемся к маркам. «Три другие марки более привычны для глаза: на двух можно увидеть изделия мастеров-классиков советской гжели, создавших образ бело-синего гжельского фарфора, – уточняет Анастасия. – А на четвертой представлено современное изделие Гжельского фарфорового завода – блинница с котом на крышке в авторской росписи «Рябинка»». В продажу марки поступили в конце мая после церемонии торжественного гашения в Гжели. Несколько конвертов с праздничным штемпелем завод передал в качестве экспонатов в Раменский и Егорьевский историко-художественные музеи.

Также, помимо выпуска марок, компания сделала еще один важный шаг в популяризации своей продукции. 

«На фоне падения импорта Гжельский фарфоровый завод также представил коллекцию посуды для отелей и ресторанов, которая сохраняет и развивает тему современного русского стиля, – рассказывает Праведнова. – Вся посуда ручной работы. И в ней не сразу узнаешь гжель. Да, мы любим удивлять!»

Читайте также