Великое воссоединение: судьба одной коллекции

Итоги выставки «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина» в Париже

Выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина» в Fondation Louis Vuitton в Париже вновь объединила 130 ярчайших работ французского авангарда начала XX века и на четыре месяца вернула на когда-то не оценившую их Родину.

Последний раз эти живописные полотна демонстрировались вместе, в одном пространстве, в Москве в 1928 году. Национализированную десятью годами ранее и превращенную в Первый музей новой западной живописи частную коллекцию текстильного магната Сергея Щукина тогда объединили с коллекцией другого предпринимателя, Ивана Морозова, и показывали в его особняке на Пречистенке. А в 1948 году объединенные коллекции вновь разделили, на этот раз уже между ГМИИ в Москве и Эрмитажем в Санкт-Петербурге.

Сегодня оба музея выступают соорганизаторами грандиозной выставки «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина» в Париже. 88 лет спустя французский авангард, когда-то открытый для публики в особняке Щукина в Большом Знаменском переулке, до 20 февраля 2017 года будет демонстрироваться в Fondation Louis Vuitton.

Огромные выставочные пространства футуристического здания работы архитектора Франка Гэрри позволили развернуть масштабную панораму. Куратор выставки Анна Балдасари расположила 130 работ (большая часть коллекции Щукина) на всех четырех этажах фонда и логически разделила их между 13 залами по авторам, стилям, жанрам, а где-то и по годам их создания. Подобным образом картины были развешаны и в особняке Щукина, но там они теснились по комнатам по принципу шпалерной развески (как это выглядело, можно увидеть на огромных черно-белых фотографиях на стенах перед каждым залом), а здесь задышали по-новому. Таким образом, впервые за много лет у публики появилась уникальная возможность увидеть это беспрецедентное собрание практически целиком и оценить смелый вкус Сергея Ивановича Щукина.

Но прежде чем приступить к путешествию по четырем этажам, зрителю предлагается погрузиться в видео-инсталляцию кинорежиссера Питера Гринуэя и его жены и соавтора Саскии Боддеке. В ней молодые актеры представляют самого Щукина, Матисса, а также весь цвет русского авангарда от Малевича до Гончаровой, толпами ходивший в особняк в Знаменском переулке знакомиться с передовым европейским искусством.

Масштаб коллекции Щукина особенно ощущается в главных, монографических залах выставки, посвященных творчеству Моне (8 полотен), Мане и Дега; Матисса (20 картин); Гогена (11 работ); Пикассо (30 картин) и Сезана. Примечательно, что зал с работами Гогена и Ван Гога носит название «Большой иконостас» и вкупе с французским и английским названием всей выставки, в котором красуется слово Icons, этот факт весьма символичен: сегодня картины вышеупомянутых художников из собрания Щукина — самые растиражированные, узнаваемые и обожаемые шедевры того периода. А ведь сто лет назад их отверг французский мир искусства, а принял, понял и сохранил для истории русский купец-коллекционер. В этом смысле нынешняя выставка еще и возвращение новой живописи на отвергнувшую ее родину, пусть и временное.

На последнем этаже выставки Анна Балдасари решила показать процесс, который обозначен еще в инсталляции Гринуэя — Боддеке, — влияние французского авангарда из собрания Щукина на зарождающийся авангард русский. И здесь, в этом диалоге двух художественных миров, рядом с картинами Матисса, Пикассо и Брака висят 30 работ наших, отечественных кубофутуристов, супрематистов и конструктивистов из Третьяковской галереи, нескольких российских региональных и нескольких европейских музеев. Так что завершается выставка под стеклянной крышей Fondation Louis Vuitton символически — работами Малевича, Татлина, Розановой, Родченко, ушедшими от французских «учителей» еще дальше, в мир беспредметного авангарда.

Символично и то, что эпохальное событие смогло случиться не только благодаря многолетним стараниям нескольких специалистов по искусству, музейных работников и внука Щукина Андре-Марка Делока-Фурко, но еще и благодаря щедрому жесту Бернара Арно, главы LVMH Group, владельца Fondation Louis Vuitton, — ни один государственный музей не смог бы осилить расходы, которых потребовал проект. Как сказал об этом внук Щукина газете The Art Newspaper, «великий французский купец, крупный меценат и коллекционер XXI века приглашает в Париж великого московского купца, мецената и коллекционера начала XX века. Это логично, в этом заложена идея преемственности».

Читайте также