Джон Варватос: рокер, джентльмен или все-таки дизайнер моды?

«Я должен был стать учителем естественных наук»

Первый российский бутик американского дизайнера мужской одежды Джона Варватоса был открыт в «Крокус Сити Молле». Здесь на площади 300 кв. м продаются костюмы утонченного кроя и обувь с элементами ручной работы John Varvatos Collection, линейка John Varvatos Star USA, в которой представлены джинсы, футболки, рубашки поло. Также в ассортименте очки, сумки, парфюмерия.

...Отделка белым кирпичом, старинные светильники и зеркала, потертые ковры: вся эта «винтажность» гармонично сочетается с рок-эстетикой: уникальные фотографии рок-звезд, кадры с культовых концертов. Варватос родился в Детройте, американской музыкальной столице, и рок, наравне с джазом, панком и рок-н-роллом, стал для него главным источником вдохновения.

Свою стартовую коллекцию Джон Варватос создал в 2000 году. И тут же получил за нее награду Perry Ellis Awards от Американского совета модельеров. В следующем году удостоился звания «Дизайнер мужской одежды года» – и это далеко не полный список его призов и регалий.

В Москву модельер приезжал на официальное открытие своего бутика, и корреспондент «Как потратить» поговорила с ним не только о моде и музыке, но и об извилистом карьерном пути Джона от сейлз-менеджера к дизайнеру одежды.

– Я должен был стать учителем естественных наук, ну знаете там – физика, химия... По крайней мере, так хотели родители, отдав меня получать соответствующее образование в Мичиганском университете. Денег на учебу не хватало, я был вынужден работать и устроился в магазин одежды Hughes and Hatcher. После окончания университета мы с приятелем открыли мультибрендовый магазинчик, где среди прочего продавали и одежду Ralph Lauren. Это было начало 80-х, и компания Ральфа Лорена только набирала известность. Ральф заметил меня, пригласил к себе работать, и я не мог отказаться. Так я переехал из Чикаго в Нью-Йорк, началась новая жизнь.

Чем вы занимались в Ralph Lauren?

Ральф предложил мне должность вице-президента по продажам и мерчендайзингу. Моя задача была повысить продажи, и мне, конечно, было интересно, да. Но каждый день по долгу службы я заходил в дизайнерскую студию, общался с командой дизайнеров. И понял, что мне нравится творческая атмосфера, царившая там, понял, что я хочу быть дизайнером.

Мне шел тогда 29-й год, и я пошел получать второе образование – учиться моде. По ночам я делал всяческие учебные задания – рисовал эскизы, моделировал одежду, а днем работал. Когда Ральф узнал, что я параллельно учусь, он рассердился: «Что же ты молчал, ты обязан был мне сказать, что хочешь заниматься дизайном!» И перевел меня в дизайнерскую студию.

Сначала было нелегко: труднее всего было убедить коллег, что я больше не сейлз-менеджер, заставить их поверить в меня как в дизайнера. Мне предстояло узнать много нового – я хотел познать науку дизайна во всех тонкостях и впитывал информацию как губка.

«Когда люди говорят об американской моде, то на ум приходят Ральф Лорен, Томми Хилфигер. А мне хотелось пойти иным путем, сформировать образ нового денди»
Джон Варватос
Американский дизайнер

Что самое главное, чему вы научились у Ральфа Лорена?

Главное послание, которое Ральф донес до меня, – это что надо быть собой, никогда не подражать, всегда лидировать. Быть верным своим дизайнерским идеям и не менять их в угоду рынку и модным тенденциям. И еще что надо делать lifestyle-бренд, а не просто шить одежду. Надо продавать потребителю мечту, образ жизни, а не тряпки. Этот рецепт особенно пригодился мне, когда я создал собственную компанию.

Но прежде чем это произошло, вам выпала честь поработать и с Келвином Кляйном. Как это было?

Я довольно часто вспоминаю тот знаменательный день в 1990 году, когда у меня дома вдруг раздался телефонный звонок. На линии был Келвин Кляйн. Мы проговорили с ним несколько часов, и он предложил работать у него – заняться ребрендингом мужской одежды. Мне удалось основать Calvin Klein Collection, линейку CK, я должен был превратить бренд мужского белья в империю моды. Это, конечно, был грандиозный опыт.

А как отреагировал Ральф Лорен на ваше бегство?

Чего скрывать, он был очень расстроен. Но все понял и отпустил меня. А через пять лет я вернулся к нему и стал креативным директором мужских коллекций, основал и развивал линии RLL, Black Label и Polo Jeans Company. Вообще, Ральф всегда поддерживал меня: и когда я уходил к Келвину Кляйну, и когда в 2000 году заявил, что хочу основать собственную компанию. Мы до сих пор друзья. И что я больше всего ценю, ему, моему учителю, нравится то, что я делаю. Это дорогого стоит.

Многие пытаются подражать Ральфу Лорену. Но только не я, я нашел собственную нишу, и он это уважает. Когда люди говорят об американской моде, то на ум приходят Ральф Лорен, Томми Хилфигер. А мне хотелось пойти иным путем, сформировать образ нового денди. Классический крой, чистые линии, высокие традиции порт­новского искусства, и все это приправлено духом рок-н-ролла.

Но я хочу, чтоб вы понимали: рок – это «перчинка» в моей концепции, я не такой уж и хулиган в моде. Да, не спорю, музыканты часто становились моими клиентами, а в рекламных кампаниях участвовали Райан Адамс, Джо Пэрри, Элис Купер, Green Day, Kiss, Джимми Пейдж и многие другие.

И все же рок для вас – это важно. Расскажите о своей музыкальной истории. Вы сами мечтали быть музыкантом?

Конечно, мечтал. Я играл на гитаре в школе в небольших музыкальных группах, сколько себя помню, не пропускал ни одного концерта, да и сейчас играю для удовольствия. Но честно, не считаю, что у меня хорошо получается.

Три года назад вы написали и издали книгу Rock in Fashion, в которой рассказываете о своей любви к музыке и демонстрируете редкие фотографии великих музыкантов XX века... А какая вообще связь между музыкой и модой?

Вопрос в точку – именно эту связь я и хотел показать в книге. Я считаю, что история моды и история музыки неразрывно связаны – в модных тенденциях музыка всегда находит отражение, а рок-звезды становятся трендсеттерами. И главное, что и в музыке, и в моде есть этот революционный дух – стремление разрушить привычные клише, попирать правила, искать новизну. И я сам в душе революционер, поэтому мне близки оба этих феномена человеческой культуры – музыка и мода.

И как настоящий революционер, вы решили плыть против течения и открыть бутик в России в такое сложное время…

Да, это было смелое решение. И дело не только в кризисе. Когда мой друг и один из верных моих клиентов, вице-президент Crocus Group Эмин Агаларов предложил открыться в Москве, я был в шоке. Как можно управлять бизнесом, который находится в тысячах километров от Нью-Йорка? Но Эмин меня убедил, и я не жалею. А кризис мне только на руку: в трудные времена потребители готовы открывать для себя что-то новое.

А сами вы готовы открыть еще что-то новое? Например, создать наконец линию одежды для женщин?

Вообще, да, я думаю об этом. И скажу по секрету: в ближайшие два года такая линия должна появиться. То, что это необходимый шаг, я понял давно, ведь жены наших клиентов постоянно ноют: «Ну когда же вы начнете шить для нас?» Начнем, только надо до конца продумать концепцию, я должен предложить что-то новое.

А пока не нащупаю новизну, оригинальность, эксклюзивность идеи, то незачем и затевать. Это мой главный принцип, от которого я никогда не отступлю.

Читайте также