Кремы с золотом – маркетинговый ход или реальный эффект?

Комментируют врачи и производители

Производство средств для ухода за кожей, а также декоративная косметика с добавлением мельчайших частиц золота – уже привычный ход для бьюти-рынка. На так называемом коллоидном золоте даже строят свою концепцию некоторые бренды, например, Orogold, компания, появившаяся в 2008 году в Лос-Анджелесе. «Коллоидное золото еще называют нанозолотом, и оно представляет собой суспензию драгоценных частиц субмикронных размеров. Эти частицы сложно увидеть невооруженным глазом», – объясняет доктор медицины Давид Амато, один из разработчиков продуктов Orogold.

Одной из первых делать средства с золотом стала швейцарская компания La Prairie. «Косметика с драгоценным наполнением – наша визитная карточка. В линии The Platinum Collection мы используем пептид платины (компания первой в мире стала использовать платину в косметике), а в The Radiance Collection – коллоидное золото. Также у нас есть и коллекция с черной икрой», – рассказывает доктор Даниэль Штангель, директор по инновациям La Prairie.

Золото, как и прочие «драгоценности», конечно, удачная маркетинговая стратегия: в качестве ингредиента какого-нибудь крема золото понятнее потребителю, чем, скажем, китайские водоросли или индийский каштан.

«Если просто прикладывать к лицу золотую фольгу, польза вряд ли будет. Чтобы был какой-то эффект, частицы золота должны быть мелкими и способными преодолевать кожный барьер»
Наталья Беглярова
Биохимик-генетик, эксперт Центра молекулярной диагностики

Но если использование драгметалла в декоративной косметике – история прозрачная и объяснимая, ведь золото обладает светоотражающим эффектом и, соответственно, придает сияние губам и глазам, то с кремами, сыворотками и прочими средствами по уходу все гораздо сложнее.

Насколько эти сверкающие частицы в косметике полезны, действенны, вопрос на сегодняшний день открытый, убеждена Наталья Беглярова, биохимик-генетик, эксперт Центра молекулярной диагностики (CMD). Да, золото действительно использовали в косметике с древних времен в разных странах, еще до всех маркетинговых изысканий: например, Клеопатра на ночь накладывала на лицо маску из чистого золота, китайские императрицы делали массаж лица золотыми роликами, а в Древнем Риме патриции подмешивали в мази частицы золота, надеясь на избавление от различных проблем кожи. «Но реально лишь в 2010-х годах ученые начали понимать, как именно золото воздействует на организм человека, – продолжает Беглярова. – Недавно американским научным сообществом было сделано открытие, что соли золота блокируют высвобождение молекулы, вызывающей воспаление за пределами клетки. И это практически все, что мы знаем, хотя на дворе XXI век!» «Если просто прикладывать к лицу золотую фольгу, польза вряд ли будет, – смеется эксперт. – Чтобы был какой-то эффект, частицы золота должны быть мелкими и способными преодолевать кожный барьер».

Ученые проводят исследования, чтобы установить, как глубоко минералы, металлы, полимеры и прочие вещества способны проникать в кожу. Однако результаты фрагментарны. «Например, опыты показали, что лишь частицы золота величиной 15 нанометров проникали в глубокие слои кожи, а уже частицы размером 100 и 200 нанометров оставались в дерме и эпидермисе (среднем и поверхностном слоях), – говорит Беглярова, – но мы не всегда знаем, какого размера частицы в кремах, ведь производитель косметики в большинстве случаев не раскрывает "драгоценную формулу", а загвоздка как раз в этом». Вывод – потребитель должен отдавать предпочтение косметическим компаниям, у которых есть возможность серьезной лабораторной работы и, конечно, репутация. Компаниям, которые готовы открыто говорить о своих продуктах.

«Патент на коллоидное золото, которое мы используем, принадлежит Японии, а само золото из Италии, что подтверждает сертификат на каждом продукте Orogold, – рассказывает Давид Амато. – У этого золота есть несколько основных свойств: оно проникает через кератиновый слой кожи, имеет антиоксидантное, противовоспалительное и гипоаллергенное действие. Также оно усиливает кровообращение в области применения, ускоряет процессы клеточного обновления и регенерации и способно воздействовать на электроны в структуре клеточных мембран, а еще уменьшает вероятность появления пигментных пятен».

В средствах ухода швейцарской компании La Prairie из коллекции The Radiance Collection содержится чистое 24-каратное золото в коллоидном растворе. «Оно тормозит выработку энзимов протеинов (ММP-1), которые приводят к разрушению коллагена, – комментирует доктор Даниэль Штангель. – Объяснить "работу" золота проще на примере конкретных средств. Возьмем одну из новинок – флюид Cellular Radiance Perfecting Fluide Pure Gold. Пептид золота, который входит во флюид, способствует выработке коллагена, улучшает структуру кожи, придавая ей гладкость и сияние. В этом средстве – сложный коктейль из чистого золота, золотых фотоотражающих частиц, пептида золота и "дуэта" из золотого лотоса с японским лядвенцем».

Но даже если производители откровенны и честны с потребителем и золото обладает всеми этими полезными свойствами, есть и другая проблема. «Во-первых, косметическое средство по определению не может содержать сильнодействующие формы препарата. Иначе это было бы лекарство и применялось бы по указанию врачей. В состав может входить то или иное количество металлов или минералов, но дозировка должна быть достаточно скромная, чтобы не причинить вреда при ежедневном или неправильном применении. Поэтому для получения эффекта потребуется длительное применение», – отмечает Беглярова. Ну что же, запасемся терпением. И кремами с золотом, конечно.

Читайте также