Восток - Запад: миссия Boghossian Foundation

Как Villa Empain стала местом, где культуры ведут взаимообогащающий диалог

Широкому миру поклонников ювелирного искусства фамилия Богоссян стала известна в 2008 году, когда братья Альбер и Жан Богоссяны решили превратить семейный бизнес по созданию единственных в своем роде драгоценностей на заказ в бренд с официальным именем Bogh-Art. На самом деле этому бизнес-демаршу предшествовали почти сто лет успешной практики ювелиров и торговцев драгоценными камнями двух предыдущих поколений семьи Богоссянов – фамилии, которая в итоге стала новым и нынешнем названием бренда в 2013 году. Как оказалось, история гуманитарной и благотворительной деятельности этой талантливой семьи зародилась практически с началом ее ювелирного бизнеса.

Официальная история основанного братьями Boghossian Foundation длится больше десяти лет, и лишь восемь последних посвящены активной деятельности в области искусства и культурного диалога. Предыстория того, что послужило в итоге толчком к созданию особого культурологического очага Villa Empain, вкратце такова. Дед Альбера и Жана Богоссянов, ювелир по профессии и армянин по происхождению, был вынужден бежать из подконтрольных Османской империи армянских земель в 1910-е годы из-за начавшегося здесь геноцида. Обосновался он в Алеппо, в Сирии, и принимал активное участие в жизни города, финансово поддерживая в первую очередь таких же беженцев, как и он сам. Затем семья перебралась в соседний Ливан и здесь, в Бейруте, к благотворительной деятельности деда присоединился уже отец братьев – Робер. В 1973 году семья построила в городе бесплатный медицинский диспансер, но в 1975 году в стране началась гражданская война и вновь заставила Богоссянов сняться с обжитого места. На этот раз они перебрались в Европу: Альбер обосновался в Женеве, где сейчас и находится студия и ателье возглавляемого им бренда Boghossian, а его отец Робер и старший брат Жан поселились в Бельгии, в Антверпене, где продолжили заниматься торговлей драгоценными камнями (а сегодня Жан ведет еще и дела фонда).

За несколько десятилетий оба брата вполне пре­успели и вспомнили о семейной традиции благотворительности в 1988 году, вновь из-за трагических событий. Страшное землетрясение в Армении родило в них желание помочь прародине, они впервые отправились в Ереван, увидели плачевное экономическое состояние страны и создали для помощи ей Boghossian Foundation. С начала 1990-х года благодаря деятельности этого фонда в Армении были организованы летние лагеря для сирот, создана ирригационная система для отдаленных деревень, стартовала программа озеленения страны, отреставрирован публичный парк в центре Еревана и т. д. Параллельно фонд запустил аналогичные проекты и в Ливане, который семья Богоссян тоже считает своей второй родиной. К 2005 братья решили расширить границы деятельности фонда не только в социальном направлении, но и в культурологическом. И когда они начали искать подходящее здание для где бы будущий фонд смог бы разместиться, Робер наткнулся на объявление о продаже Villa Empain, особняка эпохи ар-деко в центре Брюсселя, который в то время принадлежал барону Эдуарду Луи Жозефу Эмпейну (так его на английский манер называют в русскоязычных источниках, но во франкоговорящей Бельгии он известен как барон Ампа). Крупный инженер, предприниматель, финансист, промышленник и египтолог-любитель, основатель Гелиополя, ныне одного из зажиточных кварталов Каира, он построил виллу для себя в начале прошлого века, но так и не жил в ней из-за начавшейся Первой мировой войны. Затем уже сын Эмпейна Луи передал виллу в дар городу, с тем чтобы власти открыли в ней музей ар-деко, но до этого дело так и не дошло. В итоге здание площадью 2500 кв. м использовали по разным назначениям, во время Второй мировой войны его занимали немецкие войска, затем лет пятнадцать в нем даже квартировало посольство СССР, а после находилась штаб-квартира бельгийского телевидения, и прямо оттуда транслировались телепрограммы. Позже вилла была приобретена в собственность неким бизнесменом, который решил трансформировать оригинальный проект и многое в нем разрушил, но так и не завершил дело до конца.

Братья Богоссяны решили, что памятник архитектуры как нельзя лучше подойдет для реализации культурных программ, приобрели здание, полностью отреставрировали его при полном одобрении бельгийского правительства и восстановили его первоначальный исторический облик. «Когда мы только задумались о концепции культурного фонда, то моментально решили: это должно быть пространство для разнообразных выражений диалога Востока и Запада. Сегодня Villa Empain – своего рода культурный центр, который объединяет культуру Запада и Востока так, как они объединились в нашей семье – мы люди родом с Востока, выросшие и живущие на Западе и уважающие ценности обоих миров, – рассказывает Альбер Богоссян. – То же самое можно видеть в нашем ювелирном искусстве: восточные мотивы ливанского, иранского, индийского искусства в нем сочетаются с западными элементами и ювелирными техниками и последними технологиями. К сожалению, в последнее время в отношениях между Востоком и Западом превалирует напряжение и агрессия, поэтому мы со своей стороны хотим продемонстрировать, что при всех различиях в культурах есть много общего, множество взаимовлияний и они могут и должны сосуществовать в едином мире».

Интересна и общая концепция, по которой с 2010 года, официальной даты открытия виллы для посетителей, собирается та или иная выставка. «Наш центр никогда не выставляет работы одного художника, для этого есть галереи и музеи современного искусства, мы отталкиваемся от некой общей идеи, которая бы объединяла в себе культуру Востока и Запада», – поясняет Альбер.

Как правило, та или иная выставка собирае­т около 100 работ художников со всего мира, которые в большинстве своем еще не слишком известны в международном художественном сообществе. Среди них есть и стипендиаты сразу трех премий, учрежденных при участии семейства Богоссян, – The Boghossian Foundation Prize, с 2012 года вручающейся молодым художникам в Ливане; Award at the Fine Art of Antwerp, которую с того же года получают выпускники Академии изящных искусств в Антверпене; и существующий с 2000 года The President Prize, награда президента Армении ярким художественным талантам страны. «Мы находим интересных авторов с тем, чтобы дать им шанс, первую заметную площадку для того, чтобы выставить свои работы и, возможно, получить некое реноме для дальнейшей карьеры», – рассказывает Альбер Богоссян.

За несколько лет существования The Boghossian Foundation заработал в закрытом художественном мире серьезную репутацию, и многие художники сегодня с готовностью отдают работы для выставок на Villa Empain. Да и не только художники – экспонаты из своих собраний для выставок здесь предоставляли и ювелирно-часовой Дом Cartier, и модный Дом Louis Vuitton. «Мы и дальше намерены заниматься исследованием культурных измерений и тесных связей Востока и Запада», – уверенно заявляет Альбер Богоссян.

Из архива «Как потратить»

Читайте также