Через 10 лет люди старше 50 станут крупнейшей группой потребителей

Как превратить процесс старения населения в спасение для экономики

На стенде с поздравительными открытками в супермаркете итальянского городка Тарвизио больше всего глянцевых карточек с большими цифрами: «поздравляем с 70-летием» или «счастливого 80-летия». «У нас и открытки с цифрой 90 часто спрашивают, друзья именинника всегда стараются к подарку письмо с пожеланиями приложить», – объясняет продавщица. Многочисленные пиццерии и кондитерские маленького городка заполнены посетителями того самого, юбилейного возраста – элегантными и оживленными. Назвать их пенсионерами будет ошибкой: многие по-прежнему держат в руках бразды правления семейными фермами, отелями и магазинчиками.

По прогнозу Всемирной организации здравоохранения, Италия, давно входящая в число стран-лидеров по темпам старения населения, к 2050 году останется третьей по этому показателю после Японии и Испании. Благодаря развитым системам пенсионного страхования старость в странах Западной Европы или США выглядит благополучной: возможности для творчества, хорошая медицина, путешествия – все это могут себе позволить их пенсионеры. Европейские страны с более низким уровнем дохода, например Чехия или Черногория, заполнены жилыми комплексами, ориентированными на состоятельных пенсионеров из Великобритании и «богатых» стран ЕС – с обязательным гольф-полем и медицинским центром, напоминает директор департамента элитной недвижимости агентства Knight Frank Елена Юргенева.

Тем не менее следующим поколениям пенсионеров повезет меньше. По мере взросления населения самые благополучные страны столкнулись с проблемой сохранения уровня жизни пенсионеров: очевидно, что пенсионные системы, в том числе негосударственные, с этим справляются все хуже. Адаптироваться к новым реалиям и спасти экономику от шока власти пытаются, пропагандируя идею «активного долголетия».

Главные потребители

«Золотой возраст», «серебряная экономика» – эти красивые словосочетания используют чиновники, банкиры и аналитики, описывая влияние взросления населения на экономику и общество. В мире происходит настоящее «возрастное потрясение»: 200 млн людей каждый день празднуют 60-летие, рассказывал вице-президент P&G по Восточной Европе и Центральной Азии Сотириос Маринидис во время панельной дискуссии «Зрелый спрос» на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). «Мы начинаем входить в экономику «серебряного века» – новый сегмент, рассчитанный на людей старше 55 лет, будет занимать доминирующее положение в экономике большинства стран», – объяснял участникам дискуссии президент ассоциации «Альянс пенсионных фондов» Сергей Беляков.

Как и большинство стран Европы, Россия относится к категории стран с высоким уровнем демографической старости. «Наш коэффициент старости выше 18% – это примерно на уровне США. Понятно, что такие страны, как Франция, Германия, Япония, значительно выше [по этому показателю], чем мы», – говорит председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

Более того, к 2030 году самую большую потребительскую аудиторию в России составят люди того возраста, который сейчас принято называть «нетрудоспособным»! «Как мне сказал один преподаватель, пожалуйста, не ссорьтесь со своими детьми, потому что и вы, и они будут жить долго» – с таким напутствием выступил главный редактор информационного агентства ТАСС Максим Филимонов.

На сегодняшний день Россия остается одной из худших в мире стран для жителей, выходящих на пенсию. В Глобальном пенсионном индексе – 2017, составленном Natixis Global Asset Management, она заняла 40-е место из 43 возможных, уступив в том числе Турции, Китаю и Мексике. Ниже России в рейтинге оказались только Бразилия, Греция и Индия.

Через 10 лет люди старше пятидесяти станут крупнейшей группой потребителей и, к сожалению, единственной, которая продолжит расти, прогнозирует Маринидис из P&G. Их существование надо признать, призывает он: «И знаете что? Даже если у них не так много денег, они – фантастические потребители».

Новые русские бабушки

Образ малограмотной старушки с авоськой стремительно становится экзотикой, уверяет президент «Почта банка» Дмитрий Руденко. Самые удачливые из новых «пенсионеров по возрасту», как правило, жители крупных городов, имеют постоянный устойчивый доход не ниже среднего по стране, а кроме того, могут и хотят работать (в начале 2017 года из 36 млн пенсионеров по возрасту 9,7 млн работали). Они не обременены уходом за детьми, у них нет больших кредитов.

Зато у них есть деньги, они готовы их вкладывать, но им важна надежность, качество, они предъявляют более высокие требования к качеству услуг, описывает руководитель Пенсионного фонда новых россиян, достигших рубежа 60+.

Они интересны сами себе, и им интересны другие люди, продолжает тему Маринидис. Поэтому им нравятся небольшие магазины, в которых они могут получить исчерпывающие консультации по всем интересующим вопросам, описывает топ-менеджер P&G новых потребителей. У них много времени ходить по магазинам, ведь они в прекрасной физической форме, добавляет он.

Кстати, использовать слово «ходить» не совсем правильно, вернее сказать – есть время на шопинг, потому что значительное число людей этого возраста – продвинутые пользователи интернета и прочих современных технологий. Уже сейчас 50% пенсионеров, которые перевели пенсии в «Почта банк», пользуются мобильным банком. Растет возраст водителей автомобилей и возраст туристов, продолжает Руденко. Да что там авто и туризм, каждый 11-й российский геймер – пенсионер, показало исследование mail.ru!

Но некоторые особенности, отличающие зрелых россиян от их зарубежных сверстников, все-таки имеются, считает Беляков из Альянса пенсионных фондов. «У нас они более консервативны, но склонны тратить. Притом они не привыкли тратить на себя, они привыкли оказывать помощь кому-то другому», – поясняет он. «В России зарождающийся спрос на товары и услуги для возрастной аудитории не реализован в полной мере еще и потому, что наши пенсионеры склонны помогать детям, внукам, а не заботиться о себе», – считает он.

В то, что дело главным образом в привычке, верит и министр труда и социальной защиты Максим Топилин. «Моя мама в возрасте моей бабушки – другой человек, она будет ходить в джинсах», – поделился он своим мнением с участниками дискуссии на ПМЭФ.

Сам себе пенсионер

Получается, радостное будущее новых пенсионеров, мобильных, технологически подкованных и щедрых, омрачает только одно – отсутствие надежд на пенсию, сопоставимую с «допенсионным» уровнем дохода.

Тенденции развития пенсионной системы в России большого оптимизма не вызывают, признавали участники дискуссии на ПМЭФ. В ближайшие десятилетия пенсии останутся примерно на нынешнем уровне по своей покупательной способности, а по сравнению со средними зарплатами, возможно, даже немного снизятся. Средний размер страховой пенсии по старости, по данным Пенсионного фонда РФ, в 2016 году лишь немного превысил 13 000 рублей, россияне же считают достойной пенсию, совпадающую со средним доходом, – около 35 000 рублей в месяц, выяснил ресурс SuperJob.

На сегодняшний день Россия остается одной из худших в мире стран для жителей, выходящих на пенсию. В Глобальном пенсионном индексе – 2017, составленном Natixis Global Asset Management, она заняла 40-е место из 43 возможных, уступив в том числе Турции, Китаю и Мексике. Ниже России в рейтинге оказались только Бразилия, Греция и Индия. Индекс учитывает материальное благополучие пенсионеров, доступность и качество медицинских услуг, качество жизни и наличие финансовых инструментов для сохранения накоплений. Пятерку лучших стран для пенсионеров составили Норвегия, Швейцария, Исландия, Швеция и Новая Зеландия. Тем не менее США за год потеряли в индексе 18 позиций – из-за проблем пенсионных фондов, массово заявляющих о неспособности выполнить обязательства. Пенсионный кризис назревает и в Великобритании.

34 страны могут в долгосрочной перспективе добавить около $2 трлн к своему общему ВВП, если доведут уровень занятости среди населения старше 55 лет до уровня Швеции, где работает 76% жителей в возрасте от 55 до 64 лет, подсчитали экономисты PwC.

«Ни в одной стране мира одно лишь государство не способно обеспечить тот уровень потребления, который удовлетворил бы всех граждан. Государство может развивать финансовые инструменты, помогающие сделать это», – говорит Беляков.

Мировая практика показывает, что при стремительно стареющем населении безрисковых схем нет. И один из самых простых способов сохранить устойчивый доход – продолжать работать. К слову сказать, россияне это понимают: в своем будущем на зарплату как основной источник дохода они рассчитывают в 1,5 раза чаще, чем на государственную пенсию, сообщил SuperJob.

Работать на отдыхе

«Когда мне было 35, я думал, что мне будет 55 и я точно захочу на пенсию. Но в 51 год я не думаю о пенсии», – признавался участникам дискуссии министр и труда и социальной защиты Максим Топилин. С ним согласны очень многие. «70 – это новые 65: люди уходят на пенсию все позже и позже, и особенно это заметно по высокооплачиваемым сотрудникам», – замечает Иаким Фелс, экономист Pimco, одной из крупнейших мировых инвесткомпаний.

К 2035 году число людей старше 55 лет в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) вырастет почти на 50% – до 538 млн человек, говорит главный экономист PwC Джон Хоксуорт. «То, что мы живем дольше, хорошая новость, но быстрое старение населения оказывает заметное финансовое давление на здравоохранение и пенсионную систему. Чтобы компенсировать растущие расходы, по нашему мнению, следует побуждать трудящихся старшего возраста продолжать работать дольше. Это позволит увеличить ВВП, покупательную способность населения и налоговые сборы», – заключает он.

Тридцать четыре страны – участницы ОЭСР могут в долгосрочной перспективе добавить около $2 трлн к своему общему ВВП, если доведут уровень занятости среди населения старше 55 лет до уровня Швеции, где работает 76% жителей в возрасте от 55 до 64 лет против среднего для ОЭСР уровня 60%, подсчитали экономисты PwC. И Golden Age Index оценивает, насколько эффективно в странах используется экономическая сила людей старшего возраста. При этом учитывается уровень занятости и востребованность на рынке труда, заработная плата и возможности для повышения квалификации.

В итоге верхние строчки рейтинга занимают Исландия (занято 85% 55–64-летних), Новая Зеландия (76%), Израиль (66%) и Швеция. В последней уже более 10 лет действует наиболее продвинутая государственная программа по «продлению рабочей жизни». Она предусматривает предоставление налоговых вычетов и компенсаций работодателям, нанявшим сотрудника старше 55 лет.

Возраст руководителя

В России спрос на сотрудников зрелого возраста растет, но не так быстро, как их зарплата. «Нынешние сотрудники предпенсионного или пенсионного возраста, 52–70 лет, – из поколения беби-бумеров – обладают высокой мотивацией к работе, отличающей их от других соискателей на рынке труда», – отмечает Екатерина Горохова, генеральный директор рекрутинговой компании Kelly Services. Исследование Kelly Services показало, что 57% в возрасте 65 лет и старше любят свою работу и не торопятся на пенсию, а напротив, склонны к профессиональному росту: 78% из них считают необходимым совершенствовать свои навыки. Причем среди причин, побуждающих продолжать работу после выхода на пенсию, представители старшего поколения называют не финансовую стабильность (этот фактор в качестве главного мотиватора выбрали всего 26% респондентов старше 65 лет), а любовь к работе (57%) и желание оставаться активным как можно дольше (79%).

Когда россиянин достигает 45–55 лет, его заработок снижается на 15–20% из-за дискриминации по возрасту, выяснили исследователи Высшей школы экономики. В США доход людей старше 55 лет снижается лишь на 2,5%.

При этом большинство выросших беби-бумеров считают себя невостребованными на рынке труда. «Ни для кого не секрет, что соискателю старше 50-60 лет сложно найти работу, если это рядовой специалист. Их потенциальные руководители, как правило, более молодые по возрасту сотрудники, опасаются принимать на работу старших опытных коллег. Недоверие возникает и в обратном направлении: часто сотрудники поколения беби-бумеров характеризуют более молодое поколение как слишком требовательное и склонное к получению быстрого результата и вознаграждения, поэтому им довольно сложно сработаться», – рассказывает Екатерина Горохова из Kelly Services.

На руководящих должностях, напротив, специалистов в возрасте ценят: особенно они востребованы в высокотехнологичных отраслях, таких как фармацевтическая отрасль, энергетика, и там, где по-прежнему нужны инженерные специальности. «В России беби-бумеры готовы к переходу на гибкий график работы либо на дистанционную работу и не так стремятся делать карьеру, как поколение Y. Для них важнее признание, нематериальные награды и иные регалии»,– отмечает Горохова.

Возрастная дискриминация отражается и на зарплате. Когда россиянин достигает 45–55 лет, его заработок снижается на 15–20% из-за дискриминации по возрасту, выяснили исследователи Высшей школы экономики. В США доход людей старше 55 лет снижается лишь на 2,5%. В итоге, если в развитых странах пик заработка человека приходится на 45–59 лет, то в России – на 25–44 года, подсчитали ученые на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения за 2004–2015 годы.

Работодатели оправдывают разницу в зарплатах меньшей продуктивностью и креативностью возрастных сотрудников, указывают авторы исследования. Но научные данные это опровергают: продуктивность не зависит от возраста.

В ближайшие 10 лет российские компании столкнутся с ростом числа пожилых сотрудников, предупреждают исследователи ВШЭ, и их дискриминация может обернуться дефицитом рабочей силы. К 2030 году численность работающих в возрасте до 40 лет в России сократится на четверть, показывают исследования ВШЭ.

При этом возможностей для дополнительного образования у сотрудников старше 40 лет в России примерно в два раза меньше, чем в Европе, подсчитал гендиректор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович. Если инвестиции в развитие и переобучение специалистов зрелого возраста увеличить, прогнозы по развитию рынка труда и экономической ситуации значительно улучшатся, считает он.

Читайте также