Искусство в миниатюре: как расписывают циферблаты часов Jaquet Droz

У художников этого швейцарского часового бренда есть свои профессиональные секреты

Миниатюрная живопись на циферблате – неотъемлемая составляющая истории и стиля часов Jaquet Droz с 1738 года. Еще сам Пьер Жаке Дро, основавший в швейцарском городке Ля-Шо-де-Фон собственное часовое ателье, украшал силами искусных эмальеров создаваемые им карманные часы и диковинные дорогие механические игрушки. И даже когда безжалостный водоворот истории – французская революция 1789 года, последовавший за ней коллапс экономики и Наполеоновские войны, блокада 1806 года, запрещающая торговлю с Англией, – обрушил рынок роскоши и привел к затуханию деятельности ателье, часовое и декоративно-прикладное искусство Пьера Жаке Дро и его сына Анри-Луи жило в музеях и не кануло в Лету.

Когда в 2000 году исторический бренд начал свое возрождение, войдя в состав Swatch Group, его новые владельцы и руководители восстановили все эстетические коды и традиции мастерства творений Жаке Дро и смогли органично вписать их в корпус и циферблат современных наручных часов. На циферблатах часов Jaquet Droz сегодня можно видеть и концепцию Grande Seconde, вдохновленную одноименными карманными часами 1785 года, и ретроградные индикации, и фазы Луны, любимые поэтические усложнения основателя, и, конечно же, миниатюрные скульптурные фигурки-автоматоны, изящную гравировку, декор в технике paillonne, эмалевые композиции в технике grand feu («горячая эмаль») или рос­пись на эмалевом циферблате. Все часы, созданные с применением декоративно-прикладных техник, теперь объ­единены в единую коллекцию Les Ateliers d’Art, за создание которой отвечает художественный отдел мастеров-ремесленников – всего семь человек, и если отбросить четырех граверов, одного ювелира, то непосредственно художников останется всего два специалиста.

Интересно, что, несмотря на востребованность часов в декоративных техниках миниатюрной живописи, гравировки или выемчатой эмали, бренд создает их в количестве 28 штук, таким образом сохраняя статус объекта искусства на запястье. Впрочем, увеличить количество производства подобных моделей невозможно физически: два художника работают на максимуме безупречного качества. И к тому же занимаются не только регулярными арт-коллекциями, но и частными заказами часов с особой росписью на циферблатах.

Процесс миниатюрной росписи циферблата начинается с замыcла и эскиза, последний обычно выполняется в довольно большом масштабе листа A4, чтобы можно было проработать композицию и все детали. В миниатюрный размер такой рисунок теперь переносят с помощью компьютера: сканируют, уменьшают под диаметр циферблата и распечатывают.

Следом на помощь художникам приходит гравер – контуры композиции он переносит на металл в зеркальном отражении и таким образом получает печать будущего рисунка. На полученные на металле контуры наносят темную краску и буквально печатают этот контур на циферблате из эмали. Этот механический способ помогает соблюдать схожесть композиции в единой серии часов. В итоге каждая из 28 моделей будет выглядеть индивидуально даже при общности сюжета – ведь рисунок исполняется мастерами вручную, но исход­ные данные в ателье предпочитают иметь универсальные.

Когда на циферблат из белой или черной эмали (обоженной в технике grand feu, к слову) нанесен такой контур, начинается истинная работа художника-миниатюриста. Оживляет он композицию с помощью шелковых кисточек толщиной 0,5 мм. Причем не все такие кисти годятся для работы опытному глазу – глава декоративной мастерской из десяти кистей оставляет одну подходящую, да и ту лично обрезает скальпелем для получения правильного угла в процессе росписи. Акриловые краски, которые идеально ложатся на покрытый эмалью циферблат, мастер растворяет маслом лаванды – это эссенция, которая прекрасно смешивает краски и фиксирует цвет даже при последующем обжиге и, главное, не испаряется при повышении температуры, как вода. Впрочем, здесь подошло бы любое другое эфирное масло, но в ателье Jaquet Droz просто любят вдыхать успокаивающую лаванду. Работает художник под микроскопом, ведь толщина отдельных линий рисунка может достигать доли миллиметров, а задача передать ощущение от бархатистой шкуры тигра, раздувающихся ноздрей лошади или полупрозрачных крыльев бабочек – не из легких.

Впрочем, любой рисунок начинается с колористической проработки фона, его глубины и перспективы дальнего плана, и только потом художник приступает к фигуративному изображению на переднем плане, собственно «герою» сюжета. Здесь тоже есть свои тонкости и секреты – в ателье Jaquet Droz предпочитают сначала создать объем изображению и делают это в технике деграде, на игре контрастных цветов. А все индивидуальные четкие детали животного, предмета или человека прорисовываются в самом конце.

В общей сложности на один рисунок на циферблате, вокруг смещенной к отметке «12 часов» часовой шкалы, у профессионалов уходит от двух до четырех дней интенсивной работы, но любой мастер часто вынужден делать перерывы, так как от постоянного напряжения неизбежно устают глаза. Когда художник чувствует, что его рисунок закончен, то обжигает циферблат при довольно низкой температуре 80 градусов (для сравнения: живопись из эмалевых красок подвергается обжигу при 800 градусах, причем на каждом новом слое). В миниатюрной росписи акриловыми красками процесс несколько проще, но художественный результат ничуть не уступает технике grand feu: тигр совершает прыжок в горах, лошади мчатся во весь опор по степи, а бабочка вот-вот взмахнет крылышками под кнутом амура – и так будет продолжаться под сапфировым стеклом часов Petite Heure Minute долгие десятилетия.

Читайте также