Запах дома: зачем нужна интерьерная парфюмерия

Домашние ароматы как стиль жизни

Использование парфюмерных композиций в помещениях имеет долгую историю. «Изначально различного рода благовония применяли при свершении религиозных обрядов и ритуалов, а после благовония постепенно стали переходить в бытовую жизнь», – рассказывает основатель российского бренда селективной парфюмерии Selection Excellence Мария Борисова.

Смешивать эфирные масла в сосуде и помещать туда тростниковые палочки для сохранения и распространения аромата по всему помещению умели еще 3000 лет назад. А в Средние века в респектабельных домах Европы хозяева ставили по несколько таких емкостей с разными ароматами – для каждого члена семьи. Сегодня подобную форму аромата для дома, которую теперь принято называть диффузором, можно купить в любом магазине. «Лишь примерно 10 лет назад появилось само название «диффузор», и древнюю находку запатентовали (правда, имя владельца прав скрыто)», – говорит эксперт по технико-технологической экспертизе музейных предметов Московского музея парфюмерии Александр Киселев.

Ароматизировать жилище можно и более простым способом: положить мыло в комод с постельным бельем. «Эта традиция пришла к нам от аристократии конца XVII – начала XVIII века. К 1835 году Феликс Милло (основатель парфюмерного Дома F.Millo. – Прим. ред.) уже производил не только знаменитую «медвежью пудру» для париков, но и мыло с добавлением эфирных масел», – рассказывает Киселев. Веками мыло было натуральное и в качестве его ароматизации использовались настоящие духи. Самыми продаваемыми ароматами, которые можно было приобрести и в виде мыла, были Chanel № 5, Madame Rochas, Guerlain Mitsouko.

Но история ароматизации домашнего пространства развивалась не линейно. «Параллельно с мылом тот же Феликс Милло нашел идеальную структуру ароматизации, более эффективную и элегантную: сухие духи, прототип современных диффузоров, – продолжает Александр Киселев. – Позднее идею поддерживали все парфюмерные дома того времени и самыми первыми – семья Guerlain. В XX веке не было ни одной модной компании, не выпустившей сухие духи для дома или просто духи для дома».

Coty, Chanel, Lancôme, L’Oréal, YSL – все эти бренды производили парфюмерные формы, позволяющие благоухать жилищу. А лидером рынка, предлагавшим самый широкий ассортимент домашних запахов, считается компания Estée Lauder.

Среди прочих традиционных и не теряющих популярности форм ароматизации дома можно назвать саше и свечи. Но есть и забытые формы, например парфюмированная бумага для дома. К середине 50-х годов XX века она превратилась в пудровые листочки, а в начале XXI века – в матирующие салфетки для лица.

В XX веке не было ни одной модной компании, не выпустившей духи для дома

С технической точки зрения ароматы для дома всегда относились к парфюмерии. «Сегодня изменилась лишь технология изготовления, и теперь это уже синтезированные ароматные гелевые или глицериновые составы, а не произведенные из натуральных жиров и эфирных масел, извлеченных методом анфлераж, тем самым, которым пользовался герой «Парфюмера» Зюскинда», – поясняет Киселев. Ароматы, созданные методом анфлераж, удивительно стойкие, яркие и не теряют своей силы десятилетиями, а то и веками. «Каждый американский солдат вез с войны через океан такой аромат. Некоторые праправнуки тех любимых не использовали это добро до сих пор», – поясняет Тимур Саратов, создатель Московского музея парфюмерии.

Сегодня ароматы для дома в той или иной форме можно приобрести как у большинства парфюмерных компаний, так и у марок, специализирующихся именно в этой области. «В парфюмерном производстве есть целое направление селективной интерьерной парфюмерии, – рассказывает Ольга Краснова, сооснователь компании и творческий директор онлайн-магазина ароматов для дома премиум-класса fragrancelife.ru. – Очень сильны традиции в Италии: там сосредоточение как традиций, так и тенденций». Среди нишевых брендов, создающих изысканные домашние ароматы, можно назвать итальянские Hypno Casa, Teatro Fragranze Uniche, американский бренд Antica Farmacista, шанхайского производителя Chando.

Самый распространенный формат для дома сегодня, как и тысячи лет назад, – диффузор. «Главное достоинство диффузора в том, что интенсивностью аромата можно управлять самостоятельно, уменьшая или увеличивая количество бамбуковых палочек. Это качество особенно актуально, например, для детской комнаты или спальни», – рассказывает Мария Пескова, менеджер по обучению Jo Malone London в России и СНГ, нишевого парфюмерного бренда, в коллекции которого более 35 «домашних» наименований.

Ну а среди новых трендов – «мобильные» интерьерные ароматы (дорожные свечи или мини-флаконы с рум-спреями, помогающие создавать атмосферу дома в путешествии и командировке); «точечные» (одеколоны для постельного белья, для скатерти или для кашемировых свитеров) и декоративные (ароматические формы как часть интерьера, например массивные свечи или объемные «букеты»-саше).

Что касается запахов, то, как и в интерьерном дизайне, здесь в моде подчеркнутая натуральность. «Дома не хочется ощущать сложные композиции, ведь это место в первую очередь для отдыха, – рассказывает Мария Борисова из Selection Excellence. – Мы в своих коллекциях отдаем предпочтение простым ароматам, которые были «придуманы» самой природой, – сочные ноты цитруса, клубники и ванили, свежие кедр и скошенная трава».

Культура наполнять жизненное пространство специальным приятным ароматом, хоть и глубоко укоренена в истории, сегодня приобрела новое актуальное звучание. «Окружать ароматом дом, квартиру, переговорную комнату, кабинет – это направление сегодня только набирает обороты, – рассуждает Мария Пескова из Jo Malone London. – Но с уверенностью могу сказать, что многие уже не представляют свою жизнь без ароматных свечей или диффузоров, и с каждым днем количество таких людей только растет».

Читайте также