Почему глава агентства Baltzer решил собирать китайское стекло

И как одна встреча послужила отправной точкой в целой истории

В начале 1990-х я познакомился с одним удивительным стариком-коллекционером, сотрудником Музея Востока, прекрасным экспертом по китайскому фарфору. Уйгур, бежавший со своей семьей из Китая во времена культурной революции, вместе с домашним скарбом вывез и часть своей коллекции удивительных китайских стеклянных ваз.

Хотя называть их вазами в привычном нам смысле этого слова неправильно – дело в том, что у китайцев не принято было держать в доме срезанные цветы. Так что это не вазы, а скорее бутылки или чаши.

Одним словом, мы подружились с этим человеком, я оказал ему какую-то услугу, и в знак благодарности он подарил мне фантастической красоты бокал – резного прозрачного стекла с желтыми и красными цветными вкраплениями и синим рельефным стеклянным же декором.

Бокал мне настолько понравился, что стал для меня как lucky charm. Каждый Новый год, когда в 12 часов ночи мы с семьей собираемся за столом, я наливаю в него шампанское и пью за счастье. И счастье есть!

Собственно, с этого предмета и начался мой интерес к китайскому стеклу. Тем более что по специальности я декоратор, окончил Строгановку и много лет занимался декорированием, а в 1992 году открыл свой первый мебельный магазин и архитектурную студию, одну из первых в Москве, да, наверное, и в России.

Получив этот бокал в подарок, я стал уговаривать моего замечательного знакомого продать мне еще 12 предметов. Он долго не соглашался, и я покупал их по одному, по два: денег тогда было не очень много, да я и не знал, сколько это стоит. Только теперь я понимаю, что платил за них сущие копейки.

Через какое-то время у меня появились мои первые вазы-бутылки. И я по-настоящему увлекся собирательством этих удивительных предметов, начал искать их по аукционам. Это основной источник моей коллекции, в которой сейчас уже около 400 единиц хранения.

Китайское стекло... Мы практически ничего не знаем об этом направлении. Это настолько редкие вещи, что если вы откроете любой каталог торгов китайского искусства (а их проходит достаточно много), то из 500 или из 1000 лотов, среди фарфора, графики, живописи, бронзы, эмали, лаков, вы увидите, может быть, лишь один предмет из стекла.

И такая редкость во многом обусловлена не очень большим интересом к стеклу со стороны самого Китая. Для жителей этой страны стекло никогда не являлось первостепенным материалом – в отличие, например, от фарфора, который, проникнув в Европу в XVII веке, стал пользоваться здесь огромным спросом.

Причем стоимость самого фарфора была меньше стоимости его доставки – можете себе представить, чего стоило перевезти за моря и океаны хрупкую вазу!

Но вернемся к стеклу. В Поднебесной этот промысел имел несколько этапов развития, начиная с давних времен, хотя слава создания стекла принадлежит не китайцам, а египтянам. В древних египетских гробницах археологи находили маленькие стеклянные дутые вазочки.

В Китае же вплоть XVII века выдувать стекло не умели. Зато прекрасно плавили в высокотемпературных печах кварцевый речной песок и из полученных в итоге стеклянных «глыб», похожих на горный хрусталь, вырезали сосуды различной формы.

У меня есть ваза, вырезанная из цельного куска настоящего горного хрусталя. Подобные предметы обычно изготавливали всей семьей. Отец (или старший брат) был автором – художником и наиболее опытным резчиком. Мать (или жена) и дети собирали у реки кремень, дробили его в ступах, просеивали, добиваясь различной степени помола. Кремниевый песок являлся главным абразивом, при помощи которого можно было обработать как камень, так и стекло.

Выдувать стекло, а потом и придавать ему цветовые оттенки, китайцы научились у голландских миссионеров

Собственно резьба осуществлялась вручную деревянными палочками разнообразной формы. На них специальным способом наносили абразивный состав из дробленого кремня.

Сначала делалась грубая обработка камня, потом более тонкая и в конце концов достигалась идеальная гладкость поверхности.

Затем уже готовую вазу полировали кожаными ремнями, на которые тоже был нанесен абразив.

Над каждым из таких предметов мастера трудились месяцами. При этом материал – тот же горный хрусталь или нефрит – был очень дорогим и не терпел ошибки. Ведь если вдруг камень ломался, то вся работа целой семьи шла насмарку.

А вот стекло в подобном случае можно было сплавить еще раз. Это был некий материал-дублер, на нем китайские мастера отрабатывали технологию резки камня.

Помимо этого в стекле они копировали фарфор, нефрит, коралл – материалы, традиционно связанные с национальным прикладным искусством.

Правда, изначально китайцы не умели подкрашивать стекло. Это изобретение примерно конца XVII века, когда в Китае появились голландские миссионеры. У них жители Поднебесной научились выдувать стекло, а потом и придавать ему цветовые оттенки.

Интересный момент: переняв у голландцев способ выдувания аптекарских бутылок, китайцы не умели делать предметы с притертой стеклянной пробкой и, соответственно, не могли долго хранить жидкости – капли, микстуры и пр. Поэтому в основе местных медицинских препаратов всегда сухая субстанция.

Позже они стали изготавливать деревянные пробки для стеклянных сосудов.

Вообще говоря, сначала предметы из стекла делались с утилитарными целями – в первую очередь это аптечные или табачные бутылочки (их изготавливали и из камня, и из бронзы, и из коровьего рога).

Китайцы носили их в карманах своих халатов, как японцы нэцке. Это было очень модно, и у каждого приличного человека в кармане было несколько бутылочек с разными амброзиями.

Кроме того, из стекла делались специальные предметы для каллиграфии: в граненые стеклянные вазы-чаши ставились кисти, заливалась тушь.

Вазы желтого стекла дарились исключительно китайским императорам – уникальный оттенок желтого цвета, так называемый «куриный жир», предназначался только для них!

Со временем создание изделий из стекла переросло в отдельное направление искусства. Китайские мастера достигли в нем необыкновенных высот. Они научились вплавлять стекло разного цвета на одну основу, создавая сложный многослойный предмет и добиваясь фантастической игры света.

В моей коллекции есть бутылка, в которой 46 слоев стекла!

Создавались такие объекты в печах при очень высокой температуре. В отсутствие термометров китайцы замеряли нужную температуру по степени оплавления человеческого волоса или птичьего пера – с точностью до нескольких градусов!

На самом деле, это очень важно, ведь если стекло слишком быстро остынет, то оно лопнет и рассыплется на кусочки. Кстати, из этого дефекта – когда один слой стекла остывает чуть быстрее и лопается внутри предыдущего – вырос отдельный стиль «битый лед».

Надо сказать, китайское стекло довольно быстро потеряло свою утилитарность и стало классическим образцом подарка. Каждый рисунок, каждое изображение на предмете здесь имеет свое значение, и, в принципе, зная некий код, можно «прочесть», кому, зачем и в какой момент это предназначалось. В Китае язык подарка был очень развит, по подарку можно было понять, как человек к тебе относится – действительно ли «приносит дар» или же просто отдаривается.

Когда преподносили бокал, например, это было связано с пожеланием счастья. Бабочки в орнаменте означали радость, рыбы – пожелание того, чтобы за вами кто-то приглядывал, «хранил» вас. Изображение жезла явно означало подарок коллеге.

А вот вазы желтого стекла представляли собой дары исключительно китайским императорам – уникальный оттенок желтого цвета, так называемый «куриный жир», предназначался только для них.

Свою коллекцию я собирал сначала по лавкам, потом по аукционам – многое было куплено в 1993 или 1994 году в Сан-Франциско, когда волна интереса к китайскому искусству только поднималась. Но, поскольку у коллекционеров (прежде всего у самих китайцев) стекло проходило по остаточному принципу – первенство было за фарфором, лаком, бронзой, графикой, каллиграфией, – первые экземпляры моей коллекции были куплены даже не за тысячи, а за сотни долларов.

Спустя несколько лет цены выросли до десятков тысяч, а сегодняшний рекорд стоимости этих предметов искусства – несколько сотен тысяч долларов.

Моя коллекция – живая. Я до сих пор нахожу и покупаю что-то интересное. Был момент, когда цены на изделия из китайского стекла очень сильно взлетали, но сейчас наконец-то этот рынок «сдулся» и вновь стали попадаться приличные предметы по приемлемым ценам.

Кстати, китайское стекло называют пекинским, по региону, где оно начало производиться. Поэтому, если будете искать его по аукционам, пишите Peking glass, а не Chinese glass.

Читайте также