Жизнь в стиле барокко, или как Рубенс «сломал восприятие»

Городской фестиваль дал старт масштабной культурной программе

Питер Пауль Рубенс родился в немецком шахтерском городке Зиген, однако родиной художника считается Фландрия. В Антверпене гений стиля барокко прожил большую часть жизни и создал свои самые знаменитые шедевры. Антверпенский фестиваль – не только возможность соприкоснуться с наследием художника, приехав в город, пронизанный эстетикой барокко. Самое ценное здесь – живой диалог между бережно хранимым наследием и современными художниками, которых вдохновляют великие фламандцы и эпоха барокко.

Выставка Sanguine | Bloedrood в музее современного искусства M HKA – часть проекта «Рубенс вдохновляет». Произведения Рубенса, Караваджо, ван Эйка находятся в диалоге с работами современных мастеров. Свойственные барочному искусству эмоциональность, аффектация, драматизм и подчеркнутая телесность транслируются в произведениях художников XX и XXI столетий. Французский художник Дэвид Герон Третьякофф создал серию из четырех работ под названием «Жертвоприношение», сменив кисть и карандаш на горящую сигарету. На рисовой бумаге выжжены невероятные по своему эмоциональному воздействию рисунки – сцены самосожжения людей, протестовавших против событий Арабской весны.

«Цель выставки – побудить зрителей задуматься, посмотреть на окружающий мир и привычные понятия под другим углом, и если мне удастся хоть немного изменить вашу картину мира, ваше восприятие, то я буду считать свою задачу выполненной», – говорит куратор экспозиции Люк Тейманс, один из самых известных современных художников Бельгии.

Выставка, с которой можно познакомиться до 16 сентября, действительно «ломает восприятие», причем не только в фигуральном смысле. В погруженном в темноту зале, где выставлены работы Караваджо и золоченые барочные скульптуры, на полу сверкают зеркальные пирамиды. Преломляясь в них, распадаются на фрагменты образы Христа с полотен итальянца. За многими картинами стоят драматичные истории и обстоятельства. Финский художник Юкка Коркейла в течение трех лет после смерти своего бойфренда-трансвестита не мог писать ничего, кроме его портретов. Один из них представлен на выставке в зале с произведениями Рубенса. В соседнем зале – серия портретов жертв ядерного взрыва в Хиросиме. Японский художник-концептуалист Он Кавара лично встречался с выжившими, а свои работы, объединенные общим названием Thanatophanies, делал на основе посмертных масок пострадавших. Этот цикл стал еще и важным социальным заявлением: на родине художника люди, пострадавшие в катастрофе, и их потомки, страдающие наследственными заболеваниями, стали изгоями: их предпочитают не замечать, не вступают с ними в браки, опасаясь генетических рисков.

Еще один пример эмоционального и содержательного диалога истории и современности – Антверпенский собор Богоматери, где знаменитые произведения Рубенса соседствуют со скульптурой эксцентричного Яна Фабра «Человек, несущий крест». В антверпенских церквях легко находят место и для временных инсталляций. В соборе Богоматери, например, на полу разместился бутафорский лагерь беженцев, воссозданный с документальной точностью и покрытый позолотой, создающей визуальную перекличку с убранством храма. В церкви Святого Андрея статуя Мадонны одета в украшенный перьями белоснежный наряд, специально изготовленный Анн Демельмейстер – одной из главных фигур в современной бельгийской моде, участницей знаменитой Антверпенской шестерки. Там же висит готовая принять на себя гнев и отчаяние прихожан красная боксерская груша, а в двух шагах от нее – философская инсталляция на тему жизненного пути, составленная из обуви, соответствующей разным возрастам. В финале – инвалидное кресло и небольшой чемоданчик с жизненным багажом.

На выставке в музее фотографии FOMU, которая откроется 29 июня и будет открыта до 7 октября, классические картины Рубенса будут сопоставлены с работами классика современной фотографии, голландца Пауля Койкера, а в музее – парке скульптур Мидделхейм, который специализируется на современных произведениях в стиле барокко, можно познакомиться с результатами творческих поисков нового поколения скульпторов.

В центре событий нынешнего года – Питер Пауль Рубенс, и, планируя визит, непременно посетите дом Рубенса – один из самых значимых барочных музеев Фландрии. Здесь воссозданы обстановка и интерьеры XVII века. Совсем недавно коллекция музея пополнилась великолепными полотнами кисти самого Рубенса и его учеников. Не пропустите и музей Плантена-Моретуса – это настоящая сокровищница и единственный музей в мире, который является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. На протяжении трехсот лет дом принадлежал семье известных книгопечатников и интеллектуалов, основателем которой был издатель Христофор Плантен, создатель первой в мире крупной типографии. Внук типографа Балтазар Моретус со школьной скамьи дружил с Рубенсом. Вместе они оформили красивейшую книгу барокко. С 28 сентября по 6 января 2019 года, помимо интереснейшей основной экспозиции, здесь будет проходить выставка «Книжный дизайн в стиле барокко», где соберут шедевры книгоиздания XVII века. В числе ключевых достопримечательностей на рубенсовском маршруте – готический собор Святого Якоба. В церкви, где покоятся останки представителей многих знатных семей Антверпена, находится и склеп семьи Рубенс, где захоронен прах художника.

Эпоха барокко дарит неисчерпаемое море открытий, одним из которых стала выставка в антверпенском музее MAS, посвященная творчеству барочной художницы Михаэлины Вотье, она продлится до 2 сентября. Судьба Михаэлины, впервые удостоившейся ретроспективной выставки, уникальна: в середине XVII столетия женщина и помыслить не могла о стезе художницы. Увлечение живописью Михаэлина разделила с братом Шарлем, который поддерживал сестру и поощрял ее занятия. Блестящая техника и смелый выбор сюжетов – художница бралась, например, за историческую тематику – ставят Михаэлину в один ряд с ее выдающимися современниками. Однако на многие годы имя художницы было незаслуженно забыто, и новая выставка восстанавливает историческую справедливость.

Апогеем проекта «Антверпен 2018: год Рубенса и эпохи барокко» станет открытие после реконструкции Королевского музея изящных искусств, в его коллекции собраны шедевры Рубенса и фламандских примитивистов, в числе которых «Мадонна с младенцем у фонтана» ван Эйка и триптих «Семь таинств» Рогира ван дер Вейдена.

«Рубенс – легендарная и знаковая фигура фламандского изобразительного искусства, и под эгидой его имени мы стремимся собрать ценителей искусства со всего мира, – говорит министр туризма Фландрии Бен Вейтс. – В проекты фестиваля и строительство Центра Рубенса инвестировано более 8 миллионов евро, и мы ожидаем, что инвестиции окупятся вдвойне благодаря притоку посетителей и международному резонансу».

Читайте также