Дом Bvlgari временно обосновался в московском Кремле

Выставка «Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей» ждет гостей

На афише этой эпохальной во многих отношениях выставки-ретроспективы – фотография 1971 года: заразительно смеющаяся женщина демонстрирует на шее сотуар с гигантским изумрудом весом 300,81 карата. Этот гедонистический кадр – метафора того, как великолепное украшение Bvlgari может подчеркнуть в своей обладательнице ее притягательность, харизматичность и женскую силу.

Знаковая фотография со страниц Vogue выбрана визитной карточкой первой ретроспективы старинного римского ювелирно-часового Дома Bvlgari в Московском Кремле (да и в России в целом) не случайно. На фоне эволюции стиля и мастерства римских ювелиров в экспозиции также прослеживается изменение роли женщины в обществе на протяжении XX века.

Подобный ракурс в дополнение к масштабной панораме украшений (а в Москву привезли более 500 экспонатов) выбрали две женщины – Елена Гагарина, директор музеев Московского Кремля, и Лючия Боскаини, хранительница наследия Bvlgari. Так что нынешняя выставка – это и женский профессиональный взгляд на наследие Дома, и панорама образов главных поклонниц Bvlgari, среди которых числились самые блистательные женщины XX столетия, и отражение идей феминизма в украшениях. Ведь, в конце концов, и они, созданные Bvlgari в разные годы XX века, отражали социальные изменения и разрушали стереотипы о традиционной роли женщины в обществе, освобождали ее от предрассудков прошлого и предоставляли свободу выбора.

«Мы делаем необычные выставки, не так, как преподносят ювелирные экспозиции прочие музеи: всегда стараемся продемонстрировать свое глубокое видение предмета и представить его с неожиданной стороны. Мы понимали, что нам нужно не только отобрать украшения из музейного собрания Bvlgari так, чтобы это было интересно публике, но и придумать вокруг них некую историю, показать другую особенную роль украшений Bvlgari, не только эстетическую, но и социальную, – рассказывает Елена Гагарина о концепции экспозиции. – И получилось, что эта выставка демонстрирует не только художественную эволюцию и технические новшества Bvlgari, а это еще и выставка, напрямую связанная а с женщинами, которые заказывали эти вещи, которые сами для себя их приобретали и носили их так, как им было угодно, разрушая тем самым общепринятые правила».

Экспозиция охватывает период сто лет – от момента создания Дома Сотирио Булгари в 1884 году до 1990-х прошлого столетия. И в ней, разумеется, представлены знаковые драгоценности и часы Bvlgari, причем не только из музейной коллекции Дома, но и из частных собраний, некоторые из них в принципе выставляются впервые. Эволюцию дизайна и становление «большого стиля» Bvlgari можно будет проследить начиная от первых серебряных украшений, созданных еще в неогреческой традиции в конце XIX века, через роскошные произведения высокого ювелирного искусства эпохи Dolce Vita и завершить этот путь знаменитыми коллекциями конца тысячелетия.

«Мы готовили эту выставку с музеями Кремля целых три года и уверены, что в итоге получился свежий и весьма компетентный взгляд на наше наследие со стороны. Нам самим было интересно подбирать украшения и часы в определенном ракурсе и суметь передать дух каждого десятилетия нашей истории. И показать через призму наших творений, какую свободу женщины постепенно получали благодаря своему образу жизни, оставаясь при этом элегантными и роскошными, в том числе не без помощи Bvlgari», – рассказывает Лючия Боскаини.

Изменения в обществе в начале XX века повлекли за собой преображения в облике женщины, которые ярко отразились в свободных нарядах и драгоценностях эпохи ар-деко. В 1920-х годах Дом Bvlgari тоже создавал длинные сотуары и широкие браслеты, вот только строгая геометрия этого стиля имела у Джорджио и Константино, сыновей Сотирио, более мягкие формы, а драгоценные камни – плавные очертания огранки «кабошон». Эти черты стали отправной точкой для рождения стиля, которое зарезервировало Bvlgari место в ювелирном пантеоне великих и привело в итоге в Московский Кремль.

Переломный момент в истории бренда произошел после окончания Второй мировой войны, когда действительность, с одной стороны, стала аскетичнее – и это отразилось в более сдержанных украшениях, а с другой – женщины в Европе соскучились по ярким краскам жизни. Последнее заставило Джорджио и Константино начать творить в авторской манере, в которой органично переплелись греческий классицизм, итальянский ренессанс и римская школа золотых мастеров XIX века – этот стиль cложился к началу 60-х годов. В ювелирных формах и объемах Bvlgari появился монументализм и особый ритм чередования архитектоничных контуров и плавных объемов, драгоценные камни огранки «кабошон» стали соседствовать с мозаикой полудрагоценных камней, и так ключевая роль в украшениях постепенно перешла к смелым контрастным сочетаниям цветов.

Именно благодаря излучаемому италийскому жизнелюбию украшения Bvlgari стали символом эпохи Dolce Vita 60-х, когда ее расцвет случился в Риме. Вечный город превратился в площадку для съемок романтических и эпических саг Голливуда, параллельно в итальянском кинематографе «гремел» неореализм, и вслед за кинозвездами сюда стал стекаться весь мировой бомонд. Анна Маньяни, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Моника Витти, Ингрид Бергман, Анита Экберг – эти блистательные женщины заказывали, приобретали и носили творения Bvlgari. А Элизабет Тейлор, один из знаменосцев свободы женщины в обществе и икона стиля эпохи, даже снималась в собственных драгоценностях Дома в нескольких кинофильмах. На протяжении десятилетий эти вещи олицетворяли роскошь и служили символом женщины, вольной воплощать свои идеи. Теперь многие из них находятся в музейной коллекции Bvlgari, а самые известные – приехали в Кремль. Полюбоваться на них вкупе с минодьерами, портсигарами и часами Serpenti и Tubogas можно на фоне фотографий кинозвезд, кадров из фильмов, эскизов, архивных документов. Для этого придумана сложная мультимедийная сценография, а с помощью декораций и света пространство было видоизменено так, чтобы обеспечить возможность погрузиться в атмосферу того или иного десятилетия.

«Женщины эпохи Dolce Vita добиваются большей самостоятельности, громче заявляют о своих правах, начинают вести независимый от мужчин образ жизни, демонстрируют эгоцентризм – и драгоценности Bvlgari эти тенденции прекрасно иллюстрируют, – рассказывает Елена Гагарина. – Вообще все послевоенные вещи Дома очень красивы, очень ярки и говорят сами за себя. Это относится и к следующим десятилетиям, к 80-м и 90-м годам, которыми мы заканчиваем экспозицию. Парадоксально, но некая переизбыточность этой эпохи гламура ничуть не устарела и абсолютно вписывается в нынешний образ жизни – не зря мы показываем и образы современных актрис, которые сегодня появляются в свете в исторических украшениях Bvlgari. От начала до конца выставка демонстрирует, как статичная и зажатая в строгих рамках конца XIX века – начала XX века манера Bvlgari превращается в очень динамичный и быстро меняющийся, но все так же узнаваемый ювелирный стиль».

«За последние несколько лет мы ощутимо пополнили наше музейное собрание, приобретая на аукционах и у частных коллекционеров антикварные шедевры Bvlgari, и впервые они будут продемонстрированы именно в Москве. Амплитуда этой экспозиции велика, как никогда, – ни одна предыдущая выставка Bvlgari в мире не демонстрировала такое количество артефактов, и ее концепция не повторяет ничего из происходившего до сих пор. Я бы сказал, что это две выставки в одной – она демонстрирует и самые знаковые украшения Дома, и образ женщины Bvlgari в истории XX века. Эта идея музеев Кремля очень близка нашей философии, и нам весьма интересно было воплощать ее в реальность», – подытожил проделанную масштабную работу в музеях Кремля Жан-Кристоф Бабен, президент группы Bvlgari.

Читайте также