В Van Cleef & Arpels придумали новые талисманы на счастье

Как четырехлистный клевер стал знаковым украшением французского ювелирного Дома?

Бытующая во французском Доме легенда гласит, что Жак Арпельс, племянник Эстель Арпельс, основательницы семейного ювелирно-часового дела, нашел в саду своего дома в Жерминьи-л’Эвек счастливый клевер, когда читал сборник стихов американских поэтов. По крайней мере, на очередное творческое обсуждение в парижскую штаб-квартиру Дома он явился с засушенным редким клевером и вырванным листком стихотворения «Не сдавайся» предположительно Джона Гринлиф Уиттьера – поэтическим призывом не терять надежды.

После того творческого заседания художники Дома стали рисовать вариации четырехлистного клевера как потенциального украшения – в архивах Дома хранятся эти рисунки 1920-х годов. Тогда же в его ювелирном арсенале появились прочие талисманы и первые броши-феи...

Но осязаемые драгоценные формы клевер обрел в Van Cleef & Arpels только в 1968 году – драгоценные симметричные четырехлистники на сотуаре под названием Alhambra из желтого золота были обрамлены золотыми бусинами. Сотуар стал частью ассортимента La Boutique, открытого рядом с главным салоном Дома на Вандомской площади, 22 в Париже и предлагавшего более доступные по цене, чем произведения высокого ювелирного искусства, украшения на каждый день. Сотуары, браслеты, кольца и серьги Alhambra вторили мягким силуэтам моды того времени, ее солнечным цветам и идеально вписались в эпоху.

При всей своей внешней лаконичности украшения Alhambra выполнены по тем же принципам, что лежат в основе произведений высокого ювелирного искусства. Изготовление каждого требует мастерства работающих с полудрагоценными и поделочными камнями лапидариев, работающих с золотом ювелиров, закрепщиков камней и полировщиков. В целом же для создания украшения Alhambra требуется точное выполнение не менее пятнадцати операций.

При неизменности главного мотива коллекция Alhambra постоянно обновлялась, пополнялась палитра ее материалов, добавлялись новые символы… С 1971 по 1974 год четырехлистники стали создавать из лазурита, малахита, оникса, коралла, тигрового глаза и бирюзы. Белый перламутр стали использовать в 1981 году, серый возник в 1983-м, а сердолик – в 1985-м. В 1989-м к этому списку добавился синий агат, а спустя 5 лет – и горный хрусталь. В 1998-м впервые были созданы ювелирные часы с циферблатом в форме четырехлистника Alhambra. В 2001-м была запущена линия Pure Alhambra с лаконичными линиями и ее противоположность – Vintage Alhambra с золотыми бусинами по ободку четырехлистника и в паве. В 2006 и 2007 годах появились соответственно линии Lucky Alhambra, Magic Alhambra и Sweet Alhambra – к цветку добавили бабочку, сердце и лепесток на счастье. А в 2012 году талисман стали создавать из севрского фарфора и дерева акации.

«Alhambra оказалось предметом в духе своего времени, которое отличало изменение роли драгоценностей в жизни женщины и возникновения более непринужденных способов носить украшения в повседневной жизни. Спустя полвека мы можем смело утверждать, то это одно из знаковых произведений не только в стенах Van Cleef & Arpels, но и в истории ювелирного искусства»
Николя Бос
креативный директор Van Cleef & Arpels

К нынешнему юбилею в коллекции придумали новые комбинации оттенков драгоценных материалов и выпустили лимитированные украшения. А увлекательную полувековую историю возникновения и эволюции коллекции Alhambra можно узнать из книги, написанной к юбилею авторитетным британским историком и писателем Николасом Фоулксом.

Читайте также