Ремесленники и дизайнеры пришли в Венецию

Выставка Homo Faber направлена на сохранение и поддержку мирового ремесленного наследия

Выставка «Homo Faber: создавая более человечное будущее» наверняка запомнится как первая широкомасштабная экспозиция, посвященная высокому ремесленному мастерству и его тесной связи с миром дизайна. Этим эпохальным событием мы обязаны Фонду поддержки творчества и мастерства имени Микеланджело (см. «Как потратить», 2016, ноябрь, выпуск «Имена»), частной некоммерческой организации, основанной в 2016 году в Женеве с целью обеспечить будущее художественных ремесел, в которых сочетаются талант и уникальность, тогда как в мире все больше правят стандартизация и механизация.

Чтобы защитить эти бесценные человеческие навыки, Фонд Микеланджело взял на себя обязательство поддерживать, пропагандировать и защищать ремесленное искусство, обеспечивая ремесленникам и дизайнерам возможность встречаться, беседовать, вместе работать.

Партнерами фонда в проведении выставки Homo Faber стали организации, разделяющие его идеи: Фонд Бетанкур Шюллер, Триеннале в Милане и Фонд художественных ремесел Колоньи.

Спланированная так, чтобы пересечься с Венецианской архитектурной биеннале, Homo Faber проходит с 14 по 30 сентября 2018 года в залах, галереях, библиотеках садах и конференц-залах Фонда Джорджо Чини, частной культурно-просветительной организации, расположенной в монументальном комплексе XVI века на острове Сан-Джорджо-Маджоре, как раз напротив площади Сан-Марко.

Homo Faber останется в истории не только благодаря своему размаху, хотя он поистине велик: 4000 кв. м выставочных пространств; 18 тематических выставок, устроенных хорошо подобранной командой всемирно известных дизайнеров, кураторов и архитекторов; 1000 уникальных предметов (многие созданы специально для выставки), изготовленных 400 высококлассными ремесленниками Старого Света (кое-кто из них демонстрирует мастерство прямо в залах); 21 европейский дом высокой моды со своими редкими художественными ремеслами; 107 юных представителей лучших европейских школ декоративно-прикладного искусства и дизайна – все это призвано помочь посетителям понять и оценить представленные здесь виды художественных ремесел. И это не считая сотен людей, участвовавших в подготовке Homo Faber, – от рабочих, устанавливавших инсталляции, до тех, кто обеспечивает беспрецедентные меры безопасности.

Но основное значение выставки Homo Faber – в ее идеологии. Идеологии, которую решительно отстаивают просвещенные сооснователи Фонда Микеланджело: выдающийся южноафриканский бизнесмен, президент швейцарской группы класса люкс Richemont Йоханн Руперт и итальянский предприниматель, писатель и большой знаток культуры Франко Колоньи. Руперт и Колоньи решили продемонстрировать новый взгляд на высокое ремесленное мастерство и одновременно привлечь потенциальных клиентов из числа частных лиц и организаций, которые ищут уникальность и аутентичность.

Чтобы заинтересовать максимальное число людей, тем самым отдав дань экуменическому подходу Фонда Микеланджело, посещение Homo Faber решили сделать бесплатным. Единственное условие – предварительно зарегистрироваться на официальном сайте мероприятия homofaberevent.com. Альберто Кавалли, исполнительный содиректор Фонда Микеланджело, уверен: «Бесплатный вход – это открытое обращение к общественности тоже признать ту щедрость, которая характеризует великих мастеров художественных ремесел. Если мы принимаем чью-то щедрость, мы должны в той же мере щедростью отплатить. Франка Соццани (главный редактор «Vogue Италия» в 1988–2016 годах. – Прим. перев.) однажды сказала: «Воздаяние – это новая роскошь», и Йоханн Руперт вместе с Франко Колоньи твердо верят: настало время отдать ремесленникам должное».

Сравниться с Homo Faber по содержанию, размаху и замыслу может, наверное, только Exposition des Arts Décoratifs, Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, устроенная в Париже в 1925 году и предложившая миру новый стиль, впоследствии названный ар-деко.

«Мое главное желание как генерального куратора Homo Faber – чтобы выставка стала переломным моментом в развитии современного декоративно-прикладного искусства, – говорит Альберто Кавалли. – Мы надеемся, что благодаря самоотверженной работе всех кураторов, трудившихся над Homo Faber и привнесших в это поистине беспрецедентное мероприятие свое личное отношение и инновационные взгляды, возникнет новая культура, а вместе с ней и новый подход к декоративно-прикладному искусству и художественным ремеслам».

Кураторы Homo Faber, в том числе всемирно известные Микеле де Лукки, Стефано Боэри, Индиа Махдави, Джудит Кларк, Жан Бланшар и Стефано Мичелли, наполнили выставку энергией и фантазией. «Мы не планировали разворачивать энциклопедию ремесел – это было бы бессмысленно, – подчеркивает Кавалли. – В идее, положенной в основу мероприятия, нам больше всего нравится ее хорическая природа. Кураторы Homo Faber разделяют нашу увлеченность и знание художественных ремесел, и каждый привнес свой взгляд».

«Мы решили провести это культурное событие в городе, расположенном на перекрестке искусства, архитектуры, культуры, музыки и международных обменов, – заключает Альберто Кавалли. – Этот выбор не случаен, и он многое говорит о взглядах Йоханна Руперта и Франко Колоньи. Для меня и Фабьенн Люпо, содиректора Фонда Микеланджело, выставка стала не только большим испытанием, но и потрясающим приключением»

Фото: ©Matteo De Fina/Fondazione Giorgio Cini, ©Robi renzi, ©Karen kavangh, ©Montblanc, ©bernardo ricci, ©emanuel zamponi, ©officine saffi

Читайте также