Музей Феррагамо приглашает посетить Голливуд

Выставка «Италия в Голливуде» раскрывает тему... культурной эмиграции

Продолжая традицию, которая на протяжении столетий была привилегией королей, знати и духовенства, а в наши дни – финансовых воротил и богатых семейств, дома моды и предметов роскоши все чаще заявляют о себе как о покровителях искусств.

Иногда непосредственно, иногда через свои фонды бренды, которые в нашем коллективном воображении олицетворяют мимолетность и излишества, поддерживают достойные и культурно значимые инициативы, оказывая спонсорскую помощь самым разным проектам – от реставрации старинных произведений искусства и памятников архитектуры до продвижения новых талантов.

Важную роль в этом процессе играет растущее чувство социальной ответственности, а вместе с ним присущее миру моды тяготение к красоте во всех ее проявлениях и постоянное стремление быть во главе всех тенденций. Верные свой природе, модные и роскошные бренды, как правило, отличаются прогрессивными взглядами и нонконформизмом, выбирая проекты, которые никогда не были бы реализованы, если бы опирались на помощь общественных организаций или более консервативных спонсоров.

В этом контексте выставка «Италия в Голливуде», которая проходит до 10 марта 2019 года в Музее Сальваторе Феррагамо во Флоренции, – прекрасный пример тактичности, утонченности и широты взглядов, с которыми модный бизнес подходит к острым, неоднозначным вопросам, таким как эмиграция.

Музей Феррагамо, возглавляемый его бессменным директором Стефанией Риччи, куратором всех местных выставок, решил взглянуть на проблему с очень интересного ракурса и связать ее с собственной историей.

Повествование охватывает период с 1915 по 1927 год, когда Сальваторе Феррагамо жил в Санта-Барбаре и Лос-Анджелесе, и раскрывает тему итальянской эмиграции в Калифорнии: как на этот относительно молодой штат повлияли итальянская мифология и культура и как успех итальянцев на Западном побережье контрастировал с неудачами итальянских эмигрантов на Восточном побережье, где им практически не удалось интегрироваться в общество и пришлось столкнуться с массой предубеждений.

Подготовку выставки доверили Джулиане Мушио, преподавательнице истории кинематографа в Падуанском университете и специалисту по итальянскому и американскому кино, которому она посвятила несколько книг. «Я изучаю эту тему вот уже 20 лет и считаю досадным, что тот невероятный вклад, который Италия внесла в развитие Голливуда, удостоился столь незначительного внимания, – говорит Мушио. – Итальянское искусство, архитектура и вкус оказали также существенное влияние на растущую киноиндустрию. Когда я предложила эту тему для выставки, Ферруччо Феррагамо понравилась идея показать социальные аспекты эмиграции и он сказал, что его отец очень высоко оценил бы такой подход».

Сальваторе Феррагамо был одним из пяти миллионов итальянцев, эмигрировавших в США и Канаду после Рисорджименто (объединение Италии, завершившееся в 1870 году присоединением Рима к Итальянскому королевству. – Прим. перев.) и Второй мировой войны.

«Важно понимать, что эмигранты не были людьми некультурными, пусть даже большинство из них не умели читать и писать, – продолжает Мушио. – Они представляли итальянскую культуру – даже простой крестьянин был знаком с искусством и музыкой хотя бы потому, что ходил в церковь. В Италии нет такого места, где не было бы какого-нибудь древнего памятника. Кроме того, итальянцы были связаны с профессиональным мастерством, как в случае с Сальваторе Феррагамо, который учился на сапожника в Неаполе. Феррагамо отправился в США с совершенно определенной целью: он хотел совершенствоваться в мастерстве, изучал анатомию ноги, патентовал свои модели. Он представлял свою работу гораздо шире, нежели быть просто крепким профессионалом».

Выставка «Италия в Голливуде» посвящена главным образом участию и роли итальянцев и итальянского искусства в зарождении немого кино и становлении крупнейших голливудских студий. Когда киноиндустрию в США представляли так называемые никелодеоны, первые дешевые кинотеатры, где безо­становочно шли короткометражки, в Италии уже были сняты «Кабирия» (1914, режиссер Джованни Пастроне), одна из первых исторических кинолент в мире, а также Quo vadis? (1913) и «Последние дни Помпеи» (1913).

В центре экспозиции – четыре знаковых персонажа тех лет: Энрико Карузо, самый знаменитый тенор всех времен и народов, первый исполнитель, продавший более миллиона пластинок; Лина Кавальери, оперная певица, считавшаяся самой красивой женщиной своего времени (и Карузо, и Кавальери вошли в мир кинематографа как солисты оперы и немало способствовали успеху итальянцев в американском кино); удивительная и противоречивая Тина Модотти, актриса и фотограф; легендарный Рудольфо Валентино, первый секс-символ 1920-х годов.

Валентино был одним из постоянных покупателей Голливудского обувного магазина, открытого Сальваторе Феррагамо и его братьями на Родео-драйв в 1923 году. Последний зал выставки воспроизводит интерьер этого исторического места. В украшенном классическими колоннами и удобными диванами пространстве Феррагамо принимал многих звезд немого кино, которые использовали любую возможность заглянуть в его магазин: Мэри Пикфорд, Полу Негри, Чарли Чаплина… Большинство выставленных здесь экспонатов – настоящие производственные образцы и готовые туфли, бережно сохраненные в архиве Salvatore Ferragamo.

«На выставке представлен калифорнийский период Феррагамо, – объясняет Стефания Риччи, – но это еще и повод рассказать о том, как в те времена воспринимали итальянцев. Важно напомнить общественности, что итальянская эмиграция – одна из крупнейших в истории и что, когда итальянцы прибыли в США, на них смотрели неодобрительно. Им пришлось пробивать себе дорогу, и не все оказались столь же успешны, как Феррагамо. Вот почему мы хотим поговорить об итальянской идентичности и показать, что все эти люди – от Карузо и Кавальери до менее известных актеров и актрис – обладали общим для всех умением держать удар, смотреть жизни в лицо. Итальянская культура и образ жизни внесли весомый вклад в создание более многогранных образов в мире жесткого и четко определенного американского восприятия».

Фото: Firenze, Museo Salvatore Ferragamo, Lastra a Signa (FI), Museo Internazionale Enrico Caruso, orino, Collezione Museo Nazionale del Cinema, Archivio Fornasetti

Читайте также