Audemars Piguet предпочитает художников

В копилке бренда - десятки интересных арт-проектов

Шесть лет назад Audemars Piguet получил статус глобального ассоциированного партнера крупнейшей мировой ярмарки современного искусства Art Basel. За прошедшие годы швейцарский часовой бренд инициировал и поддержал десятки интересных арт-проектов и останавливаться в этом созидательном процессе пока не собирается.

В июне нынешнего года в Базеле (а Audemars Piguet также поддерживает и версии ярмарки в Гонконге и Майами), на втором этаже одного из павильонов, в так называемом Collectors’ Lounge, или «уголке коллекционеров», где выставляются частные коллекции искусства крупных компаний, по традиции разместился и стенд Audemars Piguet. И по той же традиции акцент в его оформлении был сделан вовсе не на высоком часовом искусстве, а на художественной метафоре философии бренда.

«Начиная с 2013 года Audemars Piguet представляет инновационные концепции стенда во всех трех местах проведения Art Basel, приглашая дизайнеров и художников создавать свои интерпретации долины Жу, где берет начало наш бренд. Лично побывав на мануфактуре в Ле-Брассю, все авторы могли почерпнуть вдохновение в нашем наследии и в природе наших родных мест и представить свое оригинальное видение привычных нам пейзажей – а нам, визионерам по духу, только этого и надо», – рассказывает Жасмин Одемар, президент совета директоров Audemars Piguet и наследница семейного дела.

Автором концепции стенда Audemars Piguet вновь стал Себастьян Эрразурис, нью-йоркский художник и дизайнер, чилиец по происхождению. Он оформляет его уже третий год подряд – таков был срок соглашения, – но сотрудничество с этим талантом часовой бренд обещает не заканчивать. Если в 2016 году авангардное оформление пространства получило название Ice Cycle и было продиктовано темой снежных пейзажей и застывших льдов долины Жу, а в 2017 году стенд Second Nature являл в неожиданной манере дерево ее лесов, то в нынешнем году Эрразурис выбрал третий элемент, с которым связаны и долина, и мануфактура, – железную руду, добываемую в местных скалах. По центру стенда, получившего название Foundations, находилась доминирующая инсталляция: с потолка на разной высоте свисали сотни выкрашенных в золотой цвет кусков железной руды – на самом деле напечатанных на 3D-принтере, которые находились в постоянном медленном гипнотическом движении.

«Благодаря Audemars Piguet у всех сотрудничающих с брендом художников на Art Basel есть одно большое преимущество – в отличие от других участников ярмарки мы не стараемся продать произведение искусства во что бы то ни стало, мы просто выражаем свои мысли и воззрения на историю мануфактуры и на ее связь с той географической частью планеты, где она находится», – рассказывает Эрразурис.

В отдельном, куда более «холодном» по черной тональности пространства лаунжа была представлена панорама лесов долины Жу авторства итальянского художника Кайолы. Эти фотографические проекции и видеодиптих Promenade and Remains были созданы в сложной технике съемки с дрона, последующего сканирования и многократного наложения изображений и к тому же сопровождались аудиоэффектами – звуками лесов в регионе Юра.

Но главный «вклад в искусство» Audemars Piguet находился совершенно в ином павильоне Art Basel 2018. Гигантская инсталляция Halo авторства британского дуэта Semiconductor (под этим названием творят Рут Джармен и Джо Герхардт) требовала масштабного пространства и получила таковое в отдельно стоящем павильоне заслуженно. Джармен и Герхардт уже двадцать лет создают видеокомпозиции, позволяющие заглянуть в неизведанное, облекая то, что недоступно человеческому взгляду, в материальное через призму науки и технологий. И с Halo они продвинулись по данному пути еще дальше.

«Арт-объект Halo позволил всем желающим попробовать погрузиться во вселенную элементарных частиц»

Проект был осуществлен в рамках деятельности так называемой Художественной комиссии, которую в Audemars Piguet создали в 2015 году. Данная комиссия собирает портфолио интересных художников и раз в год решает, какому из них оказать поддержку в реализации работы, «отличающейся исключительной сложностью, точностью и познавательной ценностью» – так говорится в уставе комиссии. Со своей стороны Audemars Piguet обеспечивает приглашенного автора необходимыми ресурсами, финансирует еще и работу авторитетного куратора проекта и открывает доступ ко всем необходимым современным инструментам и технологиям.

Реализовывать Semiconductor их дерзкий замысел помогала Моника Белло, хранитель фондов и арт-директор CERN (Европейской организации ядерных исследований). В итоге совместной работы объект Halo получился художественной интерпретацией проводимого в CERN эксперимента ATLAS, который на практике совершается сейчас в большом адронном коллайдере. Иммерсивный объект в форме окружности длиной 10 м и высотой 4 м представлял по своей структуре одновременно и аудиосистему, автоматически воспроизводящую звуки столкновения протонов (сильно замедленные, разумеется), и экран, на котором эти звуки визуализировались в цифровом калейдоскопе сотен мигающих световых точек. Зритель мог войти внутрь цилиндра и полностью, на 360 градусов, погрузиться в эту «трансляцию» из CERN. Феноменальным объект как раз стал не только из-за концепции звучания параллельной вселенной элементарных частиц, но и благодаря огромной технической работе, проделанной для его художественного воплощения. Так, Halo в прямом смысле оказался самым резонансным проектом Art Basel 2018 – внутри вибрирующего среза «коллайдера» побывало несколько тысяч посетителей ярмарки.

«Нас всегда привлекало не изведанное человеческим разумом, и мы пытаемся найти ответ на вопрос: «Что мы, люди, собой представляем?» Наука является для нас средством в этих художественных поисках. По нашему замыслу, посетители Halo должны были быть ошеломлены своим погружением в эту проникающую в них среду, которую мы построили, выйдя за рамки исходного предназначения научных данных», – рассказывают о проекте участники Semiconductor.

Интересно, что по соглашению с Художественной комиссией авторы призваны создать одно крупное произведение искусства, которое в течение года демонстрируется на всех трех выставках Art Basel, а затем отправится в частную коллекцию мануфактуры. На самом деле такового не существует как институции – Audemars Piguet скорее готов щедро делиться этим произведением искусства с остальным миром: до настоящего времени все реализованные крупные проекты продолжали выставляться в музеях и галереях. Какая судьба ждет Halo, пока неизвестно: слишком уж сложна и масштабна эта инсталляция для передвижения. Но самим фактом реализации подобного серьезного проекта на стыке науки и искусства Audemars Piguet в очередной раз доказал, что на ниве эволюционирующего арт-процесса часовой бренд не просто один из «партнеров», а его полноправный участник.

«Работая с такими разными художниками уже несколько лет и предоставляя им полную свободу самовыражения, мы сами смотрим на мир их глазами, через призму их восприятия, и познаем для себя нечто новое. Пусть даже путем собственной дестабилизации и погружения в иррациональность. Но именно подобное новое помогает нам видоизменять Audemars Piguet, принимать нестандартные решения и постоянно удивлять поклонников часового искусства», – говорит Оливье Одемар, вице-президент совета директоров Audemars Piguet.

Читайте также