Zenith продолжает рваться в небо

Бурное развитие авиации нерушимо связано с швейцарской часовой мануфактурой

Отправной точкой славной истории «пилотной» коллекции швейцарской мануфактуры Zenith можно считать первый в мире авиаперелет через Ла-Манш, который французский пилот, инженер и изобретатель Луи Блерио совершил 25 июля 1909 года. Из города Кале, ближайшего к Англии населенного пункта Франции, он перелетел 34 разделяющих материк и остров километра и приземлился рядом с таким же портовым городом Дувром. 37 минут пути Блерио отмерял по наручным часам Zenith на запястье.

Сегодня 34 км самого узкого участка Ла-Манша, пролива Па-де-Кале, вызывают улыбку, а тогдашнему обществу их преодоление на аэроплане казалось невыполнимой, утопической задачей. Недаром британская ежедневная газета Daily Mail тогда бросила вызов всем пилотам мира, объявив солидную премию тому, кто первым сможет пересечь Ла-Манш на самолете.

Чтобы понять значение полета Блерио для того времени, стоит вспомнить, что американцы Уилбур и Орвил Райт построили первый в мире способный к полету деревянный самолет с двигателем на бензине всего за шесть лет до перелета Блерио – 17 декабря 1903 года.Тот их полет продолжался 12 cекунд, за которые самолет смог преодолеть 36,5 м.

И только два года спустя, в 1905-м, братья Райт смогли создать первый эксплуатируемый самолет и еще через год получить патент на эту «летающую машину». Интересно, что, стремясь подписать контракт на использование своего изобретения с армией США и с синдикатом предпринимателей Парижа, братья стали устраивать показательные полеты – именно их успешный исход был условием получения будущих контрактов.

В Европе такие показательные полеты демонстрировал прибывший туда Уилбур Райт. Когда он впервые планировал во Франции, над окрестностями города Ле-Ман, 8 августа 1908 года, среди зрителей, наблюдавших за поворотами и кругами машины в течение 1 минуты 45 секунд, присутствовал и один из пионеров французской авиации – Луи Блерио.

Еще одним свидетелем французского турне Райта был англичанин Альфред Хармсворт, первый виконт Нортклифф, владелец той самой газеты Daily Mail. Он в подобном полете увидел повод для рекламы своего бумажного детища и объявил о той самой премии 25 000 франков пилоту, который пересечет Ла-Манш на аэроплане.

Уилбур Райт был главным претендентом на установление этого рекорда, но дела заставили его вернуться в Штаты. Дорогу Блерио чуть не перешел, вернее, не перелетел Юбер Латам, неопытный французский летчик: на месяц раньше Луи он поднялся в воздух из Кале, но посреди пути его «летающая машина» отказала и ему пришлось приводниться прямо на Ла-Манше.

А вот попытка Блерио, которого, кстати, злорадные соотечественники до этого момента звали не иначе как «падающим Луи» за то, что построенные им многочисленные аэропланы постоянно ломались, оказалась удачной. Так что часы Zenith поднялись в воздух благодаря стечению обстоятельств и многолетнему упорству пионеров авиации.

Полет стал знаковым событием и для самого Блерио, и для мировой авиации, и для марки Zenith, да и для швейцарской часовой индустрии в целом. Блерио превратился в национального героя, свою мастерскую он преобразовал в авиапредприятие Bleriot-Aeronautique, а его одиннадцатый по счету аэроплан Bleriot XI стал самым востребованным летным транспортом в Европе – так что тот рекорд можно считать еще и отсчетом начала массовой авиации и началом производства высокоточных наручных часов для пилотов.

В том же году на самолете «ла-маншской» конструкции Блерио установил еще один мировой рекорд, на этот раз скорости полета – 76,95 км в час, и на запястье у него все так же были первые наручные «пилоты» Zenith Pilot Montre d’Aéronef Type 20. «Я очень доволен своими часами Zenith, которые служат мне верой и правдой, и не устаю рекомендовать всем, кому требуется высокая точность», – заявил публично Луи Блерио 19 марта 1912 года, и лучшей рекламы из уст «короля воздуха» придумать нельзя было. Его часы Zenith с крупными белыми цифрами на черном циферблате были оснащены люминесцентными стрелками, что обеспечивало оптимальную читаемость показаний, и отдельным секундным счетчиком в положении «6 часов», а также удобной рифленой заводной коронкой, операции с которой можно было производить, не снимая кожаных перчаток.

Эти же часы были и на запястье Леона Морана, когда в 1910 году он стал первым пилотом, которому удалось развить скорость 100 км в час, кстати, все на том же Bleriot XI. Навигационные часы от Zenith находились и в кабине самолета Марселя Бриндежона де Мулине, когда в 1913 году тот выполнял авиатурне по европейским столицам и за преодоленные рекордные 5000 км удостоился ордена Почетного легиона.

Так в эпоху бурного развития авиации компания Zenith не только одной из первых стала выпускать наручные часы, но и первой – профессиональные бортовые приборы для самолетов. И в этом опередила прочие часовые марки, которые вскоре также устремились в небо. Да, часы Santos, созданные Луи Картье по заказу друга, летчика Альберто Сантоса-Дюмона, поднялись в воздух еще в 1904 году, на пять лет раньше Zenith, но в Cartier так и не превратили эту модель в «пилотную» и не встали на путь создания профессиональных авиационных приборов, в отличие от Zenith.

С 1910-х высотомером Zenith пользовались воздушные силы Великобритании; с конца 1930-х и на протяжении всех 40-х бортовыми часами Zenith Type 20 с запасом хода 36 часов были оснащены многие французские военные самолеты.

И хотя ощутимую конкуренцию Zenith с 1922 года составили приборы Breguet (Луи Бреге, прапраправнук выдающегося часовщика Абрахама-Луи Бреге, в начале XX столетия также стоял у истоков современного авиа- и вертолетостроения, строил военные самолеты для армии Франции, и в бренде Breguet создавали для одноименных самолетов Луи специализированные авиационные часы); с 1936 года наравне с ними небо стали бороздить «пилоты» от IWC Schaffhausen; с 1952 года в строй вошли «профессиональные инструменты» от Breitling, а с 1992 года к этой компании присоединилась и марка Bell & Ross, все же почетное звание «пионера авиации» прочно закреплено за Zenith.

Профессиональные приборы Zenith отвечали всем техническим требованиям авиастроителей: устойчивость к температурным колебаниям, воздействию магнитных полей и сильным вибрациям сочеталась в них с надежностью, точностью, прочностью конструкции и оптимальной читаемостью показаний. С дизайнерской точки зрения эти механизмы с несколькими счетчиками и шкалами на циферблате зародили эстетику, которую сегодня принято называть термином «авиа» и «милитари», вновь актуальную в часовой моде.

В 2012 году в бренде решили возродить свою историческую связь с авиацией и пополнили коллекцию Pilot моделями, в которых можно было узнать элементы самых первых «пилотов» Zenith, в том числе и часов Блерио. Часы Pilot Big Date Special с большим указателем даты в стальном корпусе 42 мм с мануфактурным калибром El Primero 4010 тогда завоевали приз Petite Aiguille в ежегодном Гран-при часового искусства в Женеве. Счетчики малой секундной стрелки в положении «9 часов» и 30-минутный счетчик в положении «3 часа», покрытые рутением и светящимся в темноте составом Superluminova часовая и минутная стрелки, арабские цифры и телеметрическая шкала на циферблате – все это напоминает об оригинальной модели хронографа 1960 года, прообразе Pilot Big Date Special.

В 2015 году, когда мануфактура Zenith отмечала 150-летие с момента основания, по случаю юбилея были выпущены особенные коллекционные «пилоты». Циферблат посвященных Луи Блерио Pilot Type 20 Hommage to Louis Bleriot был создан из метеорита, а корпус из белого золота имел внушительный диаметр 60 мм. В часах Pilot Type 20 Squelette отсутствовал циферблат как таковой, и сквозь сапфировое стекло можно было видеть работу скелетонизированного механизма Сalibre 5011K еще от карманных часов. А 45-миллиметровый корпус Pilot Type 20 Extra Special был создан из бронзы, и в последующие годы в «пилотной» коллекции непременно присутствует модель из этого ретроматериала.

В 2016 году бренд выпустил лимитированную версию хронографа Cronometro Tipo CP-2 Cairelli, которая была создана в 1960-х для летчиков итальянских ВВС. А спустя два года его новая интерпретация – хронограф Pilot Cronometro Tipo CP-2 Flyback – вошла в постоянную коллекцию «пилотов» Zenith.

Несмотря на все отличия прочих лимитированных выпусков, эстетические коды современной коллекции Zenith Pilot наследуют и часам Блерио, и бортовым приборам Zenith XX столетия и едины для большинства моделей. Это массивный корпус (по ощущениям – даже при небольшом диаметре часов); благородная патина специально состаренного металла (крупные люминесцентные арабские цифры винтажного шрифта; покрытые рутением и также светящимся в темноте составом Superluminova часовая и минутная стрелки с особой геометрией внутренних граней; счетчики малой секундной стрелки в положении «9 часов» и 30-минутный счетчик в положении «3 часа»; телеметрическая шкала на фланце циферблата; большая завинчивающаяся рифленая заводная головка; ремешок из промасленного нубука…

При общем винтажном духе и ретрохарактере коллекции Pilot ни одни часы в ней ничуть не старомодны, напротив, сильны своей «выдержанной» с годами эстетикой и связью с великой историей авиации. Сегодня Pilot – одна из ключевых коллекций Zenith, наравне с Defy, Chronomaster и Elite, и, возможно, самая «говорящая» о славном прошлом бренда, которое продолжается в настоящем. Со времен цитаты летчика Леона Морана в 1910-х ничего не изменилось: «Зенит! Не правда ли название марки идеально подходит авиаторам?! Технически совершенный инструмент измерения времени в привлекательном корпусе – вот что такое часы Zenith».

Читайте также