Русская «молодежь» вновь всплыла в Монако

Яхтенный хаб в бухте Геркулеса, или итоги Monaco Yacht Show 2018

Одна из старейших гаваней Европы — монакский порт Эркюль, известный со времен античности как бухта Геркулеса — в 28-й раз приняла самый молодой флот мира на Monaco Yacht Show 2018. Половине из 121 яхт-участниц — не более двух лет. Стоимость входного билета на главную яхтенную выставку мира — 300 евро в день, а длится MYS всего четыре дня. Дорого? Смотря с чем сравнивать, ведь если захотите увидеть все эти яхты через год, скорее всего придется потратиться на кругосветное путешествие.

Совокупная стоимость всех суперъяхт MYS 2018 — более трех миллиардов евро. Сорок две из них — абсолютные новинки, спущенные на воду в 2018 году. По официальной статистике, среди посетителей выставки были представители 137 стран. В официальную топ-пятерку вошли Великобритания, Франция, Италия, США и Германия.

Впрочем, русская речь слышалась повсюду, а самая большая новая суперъяхта была названа русским словом — Dar (90 m, Oceanco). Трудно сказать, было ли это совпадением или нет, но одной из декоративных линий интерьера «Дара» были бабочки, которых, как известно, любил писатель Владимир Набоков, автор одноименного романа. Dar была третьей по размеру крупнейшей яхтой MYS. Первой стала Kismet (95 m, Luerssen, 2014), второй — Aquarius (92 m, Feadship, 2017).

Политическая и экономическая турбулентность во всем мире заметно перемешала карты в мире суперъяхт. Немецкая верфь Luerssen в 2018 году объявила о том, что возвращается в сегмент суперъяхт 50—60 m, в этом году спустив на воду не много-не мало 136-метровую SHU. В то же время итальянская Benetti, известная как лидер в сегменте 50—60 m, готовит к спуску на воду целых три гигаяхты более 100 метров длиной. Английский Sunseeker Yachts — один из мировых лидеров в области композитных яхт — объявил о создании подразделения про строительству быстрых водоизмещающих судов из алюминия совместно с голландской Icon Yachts.

Производители парусных яхт все активнее смотрят в сегмент моторных и учатся играть на их поле. Так, итальянская Perini Navi в этом году объявила о создании концептуальной моторной линейки Heritage Line, обводы которой напоминают гоночные парусники. Оплот традиционности и лидер в области парусных суперъяхт по индивидуальному заказу, голландский Royal Huisman выпустил новый концепт — но уже не традиционной кастомной, а современной серийной парусной яхты Pura. Итальянская Ferretti Group, верная исключительно моторным яхтам, задумалась о приобретении легендарного парусного бренда Wally.

Несмотря на метаморфозы в индустрии, стабильность Monaco Yacht Show остается неизменной. Более того статистика выставки показывает небольшой, но уверенный рост. Средний размер яхт в 2018 году составил 51,5 метров для моторных (для сравнения 49,5 метров в 2017 году) и 45,6 метров для парусных яхт (для сравнения 43,8 метров в 2015—2017 годах). Средняя стоимость судов также немного возросла и в 2018 году составила 27 миллионов евро по сравнению с 25,9 миллионами.

А вот средний возраст владельцев суперъяхт, похоже, продолжает снижаться. Если сейчас он составляет 45—55 лет, то, согласно исследованию, проведенному Международным университетом Монако в сотрудничестве с итальянской верфью Rossinavi в 2017 году, в ближайшие 20 лет он упадет на 10—15 лет. Все понимают, что более молодых людей яхта будет интересовать только в том случае, если она будет отражать их стиль жизни — динамичный, спортивный, здоровый. Уже сейчас тренд в яхтенном дизайне заметно отошел от традиционного красного дерева и сигар из фильмов в Джеймсе Бонде 1970-80-х годов в сторону современного, относительно простого и уютного интерьера. Открытые пространства для отдыха на борту, объемные гаражи, вмещающие разнообразные водные игрушки, большой запас хода для путешествий в отдаленные уголки света — вот, что сейчас востребовано.

Интересно, что два самых ярких примера воплощения стиля неоклассики на MYS 2018 вышли из одного и того же дизайн бюро — английского Harrison Eidsgaard. Первая яхта — Irisha (51 m, Heesen Yachts), вторая — Elandess (74 m, Abeking & Rasmussen). Вопреки статистике, владельцем последней, по данным портала Superyachtfаn.com, является не совсем молодой человек, а 66-летний британский миллиардер Ллойд Дорфман, основатель Travelex Group — мирового лидера в области международных платежей. Так что статистика статистикой, а реальность пока остается реальностью.

Если Irisha и Elandess — это вполне себе брутальный неоклассицизм, то Latona (50 m, CRN) — его романтическое воплощение. Эта яхта, созданная итальянской верфью CRN в тесном сотрудничестве с Zuccon International Project, является гимном изысканному стилю «Либерти». Latona — вдохновенная и скрупулезная попытка воссоздать стиль начала XX века. Но не в тяжелом варианте а-ля Гранд Отель Будапешт, а в легком средиземноморском формате. Впрочем, несмотря на ностальгический характер, Latona вобрала в себя все современные тренды — откидные балконы в главном салоне и в мастер-каюте, большие зоны для отдыха под открытым небом, огромный лаундж на нижней палубе, граничащий с купальной платформой, спортзалом, хаммамом и гаражом для тендера, куда тот может заплыть самостоятельно, высадив гостей уже на борту. Для 50-метровой лодки это более, чем революционно.

Исключительно революционно выглядит и новый концепт Artefact. О строительстве 80-метровой гибридной суперъяхты по проекту Грегора Маршалла и Reymond Langton Design на MYS объявила немецкая верфь Nobiskrug — та самая, что построила парусную яхту A для российского бизнесмена Андрея Мельниченко. Визитной карточкой Artefact станет абсолютно нестандартная композитная надстройка с использованием 70 тонн стекла. А также экологическая ответственность, технологические инновации и беспрецедентный комфорт для гостей. У Artefact будут самые большие окна, которые когда-либо можно было увидеть на яхте — и, как следствие, самые захватывающие виды! О том, чтобы заходить в труднодоступные бухты, не нанося вред окружающей среде, позаботится гибридная силовая установка и система динамического позиционирования яхты. Последняя позволит стабильно находиться, но не бросать якорь там, где есть опасность повреждения морского дна.

Еще один топовый тренд — мини и макси эксплореры, по сути, самый ходовой товар на нынешнем рынке суперъяхт. Возьмем для примера итальянскую верфь Cantiere Delle Marche c ее говорящим проектом Darwin — заказы на строительство расписаны до 2021 года. Один из несомненных гигантов рынка Ferretti Group, строящая в самых разных форматах — от небольших катеров Riva до суперъяхт CRN — в этом году впервые представила несколько концепт-проектов в стиле эксплорер. OceanSport Series сделан в сотрудничестве с Omega Architects, а 86-metre Explorer Yacht — совместно с небезызвестной Harrison Eidsgaard.

Суда сопровождения постепенно вошли в обиход поклонников яхтинга. Быстрые и удобные, способные перемещать на борту дополнительное оборудование, тендеры, вертолеты и водные игрушки, они пользуются большим спросом у тех, кто неравнодушен к дальним морским походам. В этом году сегмент пополнился новым игроком — итальянская верфь Rosetti Superyachts, прежде занимавшаяся исключительно рефитом, замахнулась на строительство суперкомфортного 52-метрового Support Vessel. Интересный концепт создан совместно с Phi Design Lab.

Возрождается интерес и к долевому владению яхтой, что снимает с владельца ответственность за содержание судна. Как показывают исследования, молодые миллионеры считают деньги и не хотят тратиться на обслуживание. Что ж, отличный выход в этой ситуации — концептуальные яхты Floating Life с долевым владением. Две недели отдыха на борту в год, а что дальше — голова не болит. Постепенно появляются аналоги Tesla на воде — например, Greenline NEO EDrive, которую во время выставки в Монако испытал сам Принц Альберт II, убежденный сторонник зеленой энергии и охраны природы. Кстати, создателем морской Tesla и владельцем словенской верфи Greenline Yachts является российский бизнесмен Владимир Зинченко. Не менее интересной трендовой новинкой выставочного сезона стал Silent 55 — первый в мире моторный катамаран на солнечной энергии с электромоторами, сделанный в Австрии.

Но и другие верфи делают все возможное, чтобы привлечь более молодую аудиторию, у которой есть деньги, но которая пока не видит для себя суперъяхту в качестве статусного символа и предпочитает тратить честно заработанные миллионы на иные удовольствия. По статистике, опубликованной во время MYS 2018 голландской верфью Feadship, индекс роста числа ультрабогатых индивидов и индекс роста числа миллиардеров по рейтингу Forbes превышает индекс роста числа новых владельцев яхт. BNow — «Живите сейчас» — так назвала новую концептуальную линейку моторных яхт 50—68 метров итальянская группа Benetti, но пожалуй этот девиз можно перенести на все, что вообще происходит сейчас в индустрии. Некогда оплот консерватизма, крупные верфи, дизайнеры и брокеры переводят свои коммуникации с традиционных бумажных носителей в социальные сети Facebook и Instagram, надеясь привлечь молодых клиентов, а также воздействуя на зрелых посредством детей и внуков.

И конечно, стараются оседлать новую технологическую волну, используя при проектировании, дизайне и строительстве технологии виртуальной и дополненной реальности, интернет вещей, робототехнику и большие данные. И все равно новое поколение 40-летних миллионеров занято развитием бизнеса и личной жизнью и пока не стремится обзаводиться собственной яхтой, предпочитая арендовать трендовую новинку, вроде Solo (72 m, Tankoa, 2018) для таких знаковых событий, как Каннский кинофестиваль или Формула 1 в Монако.

Впрочем, пока молодые люди успешно находят альтернативы, старая гвардия продолжает инвестировать в самые дорогие игрушки в мире. В 2018 году на воду были спущены 94 суперъяхты и 126 еще ожидают своего спуска до конца года. Что касается текущих заказов, то они в 2018 году уже достигли цифры 429 и возможно вскоре догонят и перегонят 440 заказов, зафиксированных на конец 2017 года. Как говорил один из героев романа «Отцы и дети» аристократ Павел Петрович Кирсанов, «так ведь надобно же и строить»!

Читайте также