Как бренд Zanellato стал законодателем моды в сфере экобизнеса

Воистину чистое творчество: здесь создают не только культовые аксессуары, но и самые экологичные

Франко Дзанеллато, основатель и владелец марки, с гордостью разворачивает тяжелые рулоны с образцами кожи, любовно поглаживая мягкую и шелковистую поверхность Pura — телячьей кожи самой нежной и деликатной выделки. «Каждая шкура уникальна, у нее своя текстура, плотность, рисунок; сравнение ее с рулоном ткани я бы назвал святотатством, — рассуждает Франко. — Процесс окрашивания у нас проходит в семь технологических этапов, а на обычной фабрике эта процедура занимает один-два шага. Никаких секретных приспособлений или формул у нас нет, и алгоритм состоит из знакомых всем действий. Это как рецепт «кока-колы»: все знают, что находится в бутылке, и известно, что составляющие предельно просты, а вот последовательность действий и рецепт содержимого, пропорции, в которых смешиваются ингредиенты, никто воспроизвести не сможет, все это тщательно охраняется».

На мануфактуре, расположенной в местечке Арциньяно в окрестностях Виченцы (регион Венето), трудятся около полусотни человек. Практически на всех стадиях производства применяется только ручной труд. В числе немногих исключений — закройщики. Они используют компьютер для оптимального использования кожи, рассчитывая расположение элементов, которые составят будущую сумку.

Франко вырос в семье кожевника. Его отец держал в Виченце небольшую мастерскую по изготовлению кожаных перчаток. Сын унаследовал семейный бизнес, однако в 2000 году принял решение закрыть его и основать свое дело — мануфактуру по производству аксессуаров из кожи. Изначально фабрика специализировалась на изделиях для мужчин, но в 2011 году Франко Дзанеллато выпустил первое изделие для женщин — сумку Postina, вдохновленную классической сумкой итальянских почтальонов. Именно в такой развозил корреспонденцию Массимо Троизи, исполнивший главную роль в одной из любимых кинолент Франко — фильме Майкла Редфорда «Почтальон». Марио, сын рыбака, взялся доставлять письма чилийскому поэту Пабло Неруде, отдыхавшему на маленьком итальянском острове. Эта помощь стала началом настоящей дружбы. Новинка мгновенно стала сенсацией, снискала международное признание и сегодня числится в ряду культовых аксессуаров.

На сумку Postina сегодня приходится около 80% продаж. Бестселлер полюбился коллекционерам, и вокруг Postina сформировался круг страстных поклонников, которые следят за выпуском лимитированных серий, не пропуская ни одной новинки. Каждую покупку можно зарегистрировать на сайте бренда, и компания сможет отслеживать пополнение коллекций и определять обладателей самых полных собраний.

Экологичность — фундаментальный принцип бизнеса Zanellato. И производство, и продукция безопасны для окружающей среды. Одной из первых в Европе компания получила сертификат Oeko-Tex, выдаваемый Международной ассоциацией исследований и тестирования в области экологии текстиля и изделий и кожи. Zanellato наградили за новаторский способ обработки кожи, полностью основаннный на натуральных компонентах и исключающий использование тяжелых металлов и синтетических элементов. В ход идут миндальное, соевое, подсолнечное масла. Именно они придают коже мягкость и нежную бархатистость, которыми славятся сумки Zanellato.

«Мы вложили много средств в разработку экологичных технологий — применяемый нами способ обработки кожи обходится на 30% дороже традиционного — и для меня как главы бизнеса это принципиальное решение стало серьезным вызовом, — вспоминает Франко. — Компании, выпускающие изделия из кожи, как правило, не делают ставку на чистоту производства, заботу об окружающей среде. Им важно выпустить эффектное изделие, которое прослужит долго и будет удобным. Экологичность традиционно не входит в список приоритетов, а мы решили как раз ее сделать одним из оплотов нашего бизнеса, и это был революционный шаг в нашей сфере».

Название фирменной кожи Pura в переводе означает «чистая» и является зарегистрированной торговой маркой. Свое название Pura заслужила: благодаря инновационным методам дубления в ней в более чем в 1000 раз меньше металлов, в том числе хрома, чем в среднем по статистике. Фактически речь идет всего о 0,001 части на миллион, в то время как нередко встречается кожа, где этот показатель составляет около 8 000 частей.

Кожа Pura имеет в естественном виде ровный белый цвет. У нее практически нет характерного для кожаных изделий резкого запаха — вы можете ощутить лишь чуть уловимый аромат талька, а ее прочность гораздо выше средней, что особенно впечатляет, если учесть, что вес этой кожи на 20% меньше, чем у прошедшей стандартную обработку. Индикатором чистоты производства служит следующее обстоятельство: сотрудники фабрики, которые отвечают за окрашивание кожи, не носят ни защитных пластиковых масок, ни специальных перчаток — эти меры безопасности не требуются, ведь на производстве не используются химикаты.

В 2017 году Zanellato выпустила 55 000 сумок. По словам Франко Дзанеллато, мощности и возможности компании позволяют вдвое увеличить эту цифру, но тут не склонны торопиться. Из 50 кусков кожи весом около 300 килограммов получается в среднем 70 сумок. Производство одной сумки занимает около трех месяцев, если учитывать полный цикл, включающий в себя дубление и окрашивание кожи. Работать по стандартным методикам было бы на 40% быстрее и на треть дешевле, но с выбранного пути компания сворачивать не собирается.

На фабрике есть своя «тайная комната»: там на полках, скрытых за навесами, хранятся копии особенных моделей, выполненных для именитых частых заказчиков, и изделия, выпущенные ограниченным тиражом. Тут есть, например, лимитированные коллекции для итальянских городов, разработанные в связи с особыми случаями. Например, марка выпустила специальную модель для Венеции, ограничив число экземпляров тридцатью двумя.

Как отмечает Франко, компания работает с прицелом на будущее, причем не на сезон, а на годы вперед. «Мы не участвуем в гонке преследования, нам это неинтересно, — поясняет глава компании. — Да, наши методы дубления кожи требуют намного больше времени, чем стандартные, но мы ни за кем не гонимся. И набивать кошелек любой ценой тоже не намерены. Например, нам часто предлагают продавать нашу кожу — особенно популярна наша бархатистая Pura, которая к тому же легче обычной кожи на 20%, но мы не будем этого делать».

Коллекция осень-зима — 2018 представляет собой итальянское переложение стилистики Дикого Запада. Дизайнеры черпали вдохновение в творчестве короля вестернов Серджио Леоне и посвятили яркую и экспрессивную коллекцию эксклюзивным видам кожи, контрастным цветовым решениям и эффектному сочетанию фактур. А музой коллекции стала прекрасная Клаудиа Кардинале.

«Наша цель — создавать вещи, которыми люди будут дорожить, а для этого нужно иметь высокую степень чувствительности — и ее мы хотели бы сохранить, — продолжает Франко. — Чувствительность — это ДНК Zanellato. Сумка — это дом, который женщина носит с собой, и этот дом нужно сделать максимально комфортным, функциональным, родным».

Читайте также