Кто хранит время в часовом Доме Breguet

Эммануэль Бреге, хранитель наследия марки, приглашает на экскурсию

Эммануэль Бреге быстрым движением пальцев набирает код на замке двери-решетки и открывает святая святых музея Breguet, что находится на втором этаже парижского бутика на Вандомской площади. Это большая часть архива швейцарского часового Дома, по которому обратный отсчет его славной истории можно провести прямо до 1775 года, до начала активной деятельности самого Абрахама-Луи Бреге, великого предка Эммануэля.

Носящий фамилию Бреге в седьмом поколении семьи, Эммануэль уже четверть века является хранителем музея. И той части, что находится на мануфактуре в Валле-де-Жу, и той части коллекции, что было решено перенести в центр Европы, поближе к ценителям искусства Breguet, – экспозиция открыта для любого желающего, сюда можно войти с улицы и буквально прикоснуться к истории. Точно так же с некоторых пор можно заглянуть в бутики в московском ГУМе, в Цюрихе и Шанхае – мануфактура «откомандировала» по несколько исторических моделей в эти «посольства» своего искусства на важных экономических рынках. И составил эти экспозиции также Эммануэль Бреге.

Конечно, не каждому посетителю повезет с таким экскурсоводом, но в Париже этот шанс велик: потомок самого известного часовщика всех времен и народов родился и живет во французской столице. И официально отвечает за наследие Breguet еще с того момента, как предприниматель Николас Хайек, основатель и идеолог Swatch Group, задумал присоединить к уже входившим в нее часовым брендам еще один – Breguet. Официально это произошло в 1999 году, но сделка по приобретению старинного Дома у британо-саудовской корпорации Investcorp готовилась заранее. Эммануэль получил от Хайека приглашение о работе еще в 1993 году и сегодня закономерным образом является крупнейшим специалистом по истории Breguet. «Довольно интересно совмещать наследие своей собственной семьи, заложенное в твой менталитет с детства, с наследием часового Дома и принимать участие в его преумножении», – говорит Эммануэль.

Хайек-старший приобрел Breguet у Investcorp вместе со всеми бумажными архивами, которые бережно хранились с тех пор, как семья Бреге выпустила их и сам Дом из рук в 1870-м. Сегодня эти клиентские книги – главное сокровище музея, в них перечислены буквально каждые часы, которые когда-либо создавались под именем Breguet с 1775 года, когда талантливый часовщик и инженер открыл собственное дело. Причем записи эти велись педантично и беспрестанно, невзирая на войны, революции, экономические кризисы. Рядом с индивидуальным номером часов и их техническим описанием пером и чернилами выведено имя заказчика или покупателя, а это добрая половина аристократической и просвещенной Европы. И значит, еще и ее история, в которую так тесно вплетен Breguet и все перипетии которой может рассказать Эммануэль, листая архивы всех 313 клиентских реестров.

Чтобы эти истории вновь зазвучали в ярких красках, Эммануэлю стоит открыть лишь одну книгу... От трех приобретенных генералом Наполеоном Бонапартом часов он перейдет к тридцати купленным его сестрой Каролиной Мюрат, королевой Неаполя, образцам и расскажет о самом загадочном ее заказе под номером 2639 стоимостью 5000 франков – возможно, первых в истории «наручных часах», затерявшихся во времени; потом последуют приобретения короля Англии Георга IV, принца Уэльского Фредерика, писателя Виктора Гюго, композитора Джоаккино Россини и, конечно же, множества клиентов из России – от графа Орлова и князя Трубецкого до графа Мусина-Пушкина, увы, не родственника великого поэта, увековечившего «недремлющий брегет» в первой главе «Евгения Онегина».

Клиентские реестры Breguet ведутся с 1775 г., несмотря на войны, революции и кризисы

А вот старинных часов авторства Абрахама-Луи Бреге и его сыновей Swatch Group, по сути, не досталось, и Хайек-старший, а затем и его внук-преемник Марк Хайек, нынешний глава Breguet, вместе с Эммануэлем последовательно формировал музейную коллекцию мануфактуры, которая теперь может поспорить с собранием Лувра и часовыми музеями в Ле-Локле и Ля-Шо-де-Фон. Сегодня коллекция Breguet насчитывает 250 образцов – карманные, дорожные, настольные и наручные часы, – и это весьма впечатляющий результат за 18 лет, особенно учитывая серьезность данной инвестиции. «Ювелирные часы Жозефины, первой жены Наполеона, с синим циферблатом из эмали мы приобрели на аукционе Christie’s в Женеве в 2007 году за 1,4 млн франков, и за них еще пришлось побороться с Ближним Востоком. А сегодня любой турбийон работы самого Бреге обойдется от 1 до 2 млн, и у нас в парижской экспозиции два таких прижизненных образца Бреге...» – рассказывает хранитель.

Выставленные в Париже 100 образцов «с одной стороны, демонстрируют все грани часового гения Абрахама-Луи Бреге, а с другой стороны, отражают все периоды истории бренда, включая и XX век от эпохи ар-деко до 70-х», рассказывает Бреге. Так, от идеально сбалансированного дизайна циферблата из белой эмали с гильоше часов императрицы Марии-Луизы, второй жены Наполеона, и первых карманных часов с системой автоподзавода королевской четы Марии-Антуанетты и Людовика XVI коллекция переходит к часам для султаната Оттоманской империи, декорированных в национальном стиле, и часам № 3825, приобретенным у Бреге российским императором Александром I. «И стоит помнить, что в мастерских Бреге никогда не делали двух идентичных часов! Абрахам-Луи сам изобрел и специализировался на едва ли не всех часовых усложнениях и мог позволить себе не повторяться...»

Заканчивается экспозиция достижениями XX века – от не­ожиданных по дизайну моделей эпохи ар-деко и хронографа, заказанного Этторе Бугатти для приборной доски его автомобиля, до авиационных моделей Type XX, цены на которые, сетует Бреге, ощутимо выросли, что «осложняет мне задачу и одновременно делает ее интереснее...»

«Вообще история Breguet настолько глубока и разнообразна, связана со столькими знаменитыми именами и оригинальными заказами, с миром мореплавания и авиации, что рассказать ее полностью в одной музейной экспозиции просто невозможно, – заключает Эммануэль Бреге. – И даже для меня спустя столько лет погружения в один из ее периодов это каждый раз увлекательнейшее приключение. Надеюсь, как и для любого посетителя музея».

Читайте также