Ремесла и старинные техники вновь вернулись в моду

Почему ручная работа вступила в борьбу с массовым производством

Невероятно, но факт: в век высоких технологий в мире моды все больше ценится ручной труд. Стежки, сделанные мозолистыми руками портных и обувщиков, кружева и вышивка на платьях, исполненные мастерицами, совершенствующими свои техники на протяжении поколений, – эти «моменты» роскоши производители стараются всячески подчеркивать. Ведь именно это, а вовсе не актуальный растиражированный принт влияет на ценообразование вещей, на их ценность и стоимость.

«Дело даже не в том, что внимания к ручной работе стало больше – изменились люди. Мы стали относиться с большим уважением к процессу ручной работы, – рассуждает промышленный дизайнер Лена Карин. – В 60-е годы приоритеты были другими: было удивительно смотреть на достижения химии и физики, примененные к бытовым вещам, тканям и одеждам. Сейчас это утомило. Увлечение новыми технологиями похоже на прилив моря, ценность ручной работы – на камень на его берегу».

Ручной труд не просто моден, он становится частью маркетинговой стратегии многих уважаемых брендов. Дома, славящиеся использованием ручного труда при создании коллекций, теперь не ограничиваются рассказами об этом в глянцевых журналах, а устраивают выставки, фестивали, мастер-классы, чтобы приоткрыть клиентам и широкой публике тайны своей «кухни», выставить на всеобщее обозрение секреты мастерства.

Среди недавних примеров такого взаимодействия с потребителем – выставка «Hermès за кулисами» (подробнее о ней можно почитать в журнале «Как потратить», сентябрь 2018 г.), которая за несколько лет объехала полмира, в сентябре добралась до России и была представлена в Музее Москвы.

Посетители (а их было очень много, кажется, что на выставке побывала вся столица) могли увидеть, как изготавливают седла, шелковые каре, знаменитые галстуки в семь сложений. Зрители с удивлением наблюдали, как печатается детализированный рисунок на шелке, как гравируется хрусталь, как кожевенники собирают «конструктор» сумки из множества деталей и сшивают их льняными нитями, пропитанными пчелиным воском. Выставка сопровождалась лекциями, семинарами, круглыми столами – мастера делились своим опытом, рассказывали о нюансах и деталях создания предметов роскоши.

Ручной труд не просто моден, он стал частью маркетинговой стратегии многих брендов

Надо сказать, что эта осень вообще оказалась богата на громкие ремесленные экспозиции – в сентябре в Венеции впервые прошла выставка «Homo Faber: создавая более человечное будущее» (подробнее о ней можно почитать в журнале «Как потратить. Модный бизнес», сентябрь 2018 г.). Ее кураторы постарались показать, как связано высокое ремесленное мастерство с миром дизайна. В рамках проекта было организовано 18 тематических выставок, было собрано более 1000 предметов, созданных сотнями европейских ремесленников, многие из которых демонстрировали свое искусство прямо в залах – мастера Montblanc показывали гостям, как изготавливают золотые перья, ювелиры Cartier создавали миниатюрные скульптуры, представители Van Cleef & Arpels крепили камни, а мастерицы из Maison Lesage вышивали карту Венеции…

Выставка ремесел как форма торжественного открытия магазина – такую концепцию используют теперь многие фирмы. Так, в начале года компания Bosco di Сiliegi, представляя московской публике новый интерьерный бутик Bosco Casa в «Петровском пассаже», пригласила итальянских, немецких и французских мастеров из интерьерных мануфактур, чья продукция продается в Bosco Casa. Покупатели и просто прохожие, гуляя по пассажу, учились выдувать стекло под руководством муранских мастеров Seguso, расписывали статуэтки с помощью художницы из Meissen. На глазах у изумленной публики трудились ремесленники Richard Ginori, Lalique Interior Design, Frette и других прославленных компаний.

В сентябре же «при дворе» Bosco Casa прошла выставка «Декор стола 2018», организованная при поддержке Ассоциации дизайнеров и декораторов интерьеров (АДДИ). Специальным гостем стал знаменитый дизайнер и декоратор Хуан Пабло Молино, который прочел лекцию, посвященную истории фарфора и секретам его производства.

Иногда мастера приезжают в Москву и в другие города, чтобы рассказать о каком-то одном секрете, и этот приезд сразу становится важным светским событием, как, например, визит в прошлом году флорентийского обувщика Salvatore Ferragamo, который показывал посетителям бутика в Столешниковом, как изготавливается обувь из линии Tramezza, аккуратно пришивал верх к стельке умелыми стежками, шутил и отвечал на вопросы. В конце октября этого года в бутике Bottega Veneta в Третьяковском проезде мастер из Монтебелло демонстрировал посетителям, как надо плести сумку в технике Intrecciato. А в начале ноября гостями ЦУМа стали художники, которые расписывали вручную ботинки итальянского бренда AGL, запустившего сервис по кастомизации обуви.

Но, пожалуй, основательней всех подошел к вопросу популяризации ручного труда Дом Chanel, решив построить в Париже (точнее – в Обервиле) центр ремесел – Métiers d’art, чтобы собрать под одной крышей ателье, сотрудничающие с Домом на протяжении многих лет: мастеров ателье Lemarie, где делают легендарные камелии и узоры из перьев; кружевниц Montex; обувщиков Massaro; дизайнеров костюмной бижутерии Goossens и многих других… В начале октября президент Chanel Бруно Павловски лично заложил первый камень в фундамент центра, который расположится на территории 9000 кв. м на пяти этажах и будет достроен в 2020 году (интервью с ним можно почитать в журнале «Как потратить», сентябрь 2018 г.). О важности проекта говорит то, что закладка произошла в присутствии мэра Парижа Анн Идальго и других официальных лиц.

Аналитик, куратор курса для школьников о моде в Британской высшей школе дизайна Илектра Канестри убеждена, что интерес к «штучному», сделанному вручную, эксклюзивному, редкому стал ответом прежде всего на глобализацию и массовость производства. «Сегодня мы наблюдаем парадокс: даже очень высокая цена предмета, например сумки, никак не гарантирует ее уникальности. И возникает вопрос: а за что же я плачу большие деньги? Предметы же, создающиеся вручную – или с большим участием ручного труда, – являются определенной альтернативой именно этому массовому люксу, – рассуждает Канестри. – Присутствие ручного труда в эпоху тотального использования технологий привносит в мир вещей ощущение присутствия человека, человеческих рук, связывает сегодняшние производства с мастерскими, которые появились в Европе еще в эпоху Возрождения. Эта тенденция приближает сегодняшнюю модную индустрию к временам с более традиционным производством, жителя современного мегаполиса к европейцу середины XX века».

МАСТЕРА О МАСТЕРСТВЕ

Представители компаний, создающих сумки, обувь и одежду – о ручном труде:

Бруно Фантеки, глава A.Testoni

«Ручной труд – основная особенность при создании нашей обуви. Невозможно же сделать ботинок из крокодиловой кожи, если вручную не приладить все детали, не рассчитать рисунок, сочетание узора на правом и на левом ботинке. Я уже не говорю об остальных мелочах вроде ститчинга, перфорации, состаривания кожи. Наше ноу-хау – технология Sacchetto Bolognese, работа с телячьей кожей, создание идеально сидящей структуры. В мире, наполненном серийными индустриальными продуктами, ручной труд – возможность для людей почувствовать свою уникальность, почувствовать, например, что ты не просто надел ботинок, а причастен к чему-то особенному».

Лука Россетти, глава Fratelli Rossetti

«Наша компания производит ботинки старинным образом: более 150 шагов требуется для создания одной модели, и большая часть этих шагов – именно ручная работа. При этом мы используем новые технологии в ручном труде – так у нас появилась особая техника нанесения сложного по цвету рисунка Shading – мы представили ее в сентябре на миланской неделе моды.Ручной труд – это наше все, это то, с чего компания начиналась, то, благодаря чему наши клиенты десятилетиями хранят нам верность, и я рад, что молодое поколение тоже ценит это, ну а мы идем им навстречу, создавая крутые сникерсы ручной работы!»

Лорена Антониацци, глава Lorena Antoniazzi

«Мы уже много лет с гордостью поддерживаем традиции ручного труда. Особенно это касается трикотажа. Мы всегда использовали витые узоры, мотивы «косы». Чтобы добиться правильного исполнения узоров, мы берем большие деревянные спицы, размер которых зависит от размера готового свитера. Некоторыми спицами мы можем вплетать в изделие вместе с кашемиром тонкие полоски меха. В итоге вещи, выполненные вручную, становятся необычайным опытом. За ними охотятся, потому что сегодня машины, несмотря на весь их прогресс, неспособны создать некоторые вещи, подвластные рукам настоящих мастеров».

Франко Дзанеллато, глава Zanellato

«Аксессуары Zanellato создаются мастерами в нашем ателье в Виченце. Мы вручную простегиваем ручку и крепим все металлические детали. Мы также используем традиционную технологию гильоширования при персонализации клепок. У каждой сумки Zanellato есть отличительная клепка, выполненная по этой ювелирной технологии. Ручной труд – это то, что я называю «новой роскошью» (neo luxury). Потратить время на постижение ценностей – ценности сумки, которую вы покупаете, ценности времени, что вложил в нее мастер при создании, ценности вашего времени, когда вы будете ее носить. Мы живем на бегу, все в мире сливается в единое неразличимое, такое стандартное – вот почему иногда нам нужно что-то совершенно другого уровня. Вот настоящая роскошь – обладать временем, чтобы насладиться чем-то, сделанным именно для вас».

Марио Морески, глава Moreschi

«Более 250 этапов требуется для создания наших ботинок ручной работы, и к каждому этапу у нас серьезнейшее отношение. Есть отдел, где кожу режут особыми ножами, есть, где вручную окрашивают, есть мастера, которые занимаются только Tubular Manufacturing – это специальная техника для создания лоферов… И каждый этап – это по сути отдельная история. К примеру, когда идет послойное окрашивание обуви, каждый слой должен просохнуть в течение трех-четырех часов, а еще мы проглаживаем кожу специальным утюгом и «карамелизуем» – с помощью особой хлопковой кисти, пропитанной воском. Сегодня пока не придумали, какими машинами заменить мастерство, и я этому, честно говоря, очень рад».

Марио Сомма, владелец Svevo

«Секрет качества и популярности трикотажа Svevo – семейные технологии, ручной труд мастеров и пряжа, изготовленная на старинных английских ткацких станках фирмы Bentley, которые и делают изделия ультратонкими, легкими и изящными. Мы довольны, что у нас есть ценители во всем мире, и в России, которые понимают, какое таинство стоит за каждым свитером».

Федерико Бертоло, владелец Bertolo

«Создавать вышитые и расписанные вручную свитера и кардиганы из королевского и молочного кашемира, кашемира и шелка – это деликатный труд. На производство пуловера уходит от трех дней! Каждое изделие вяжется по частям – перед, спинка, рукава, воротник, резинка, – а после соединяется вручную. Подобная технология увеличивает себестоимость изделия, которое после стирки остается в первозданном виде. Кстати, клиенты российских бутиков Frame, где представлены наши изделия, могут это оценить. Так что высокая цена не прихоть, а философия и отношение к труду!»

Читайте также