Frederique Constant отметил свое 30-летие

История бренда – довольно редкая для часовой индустрии «история успеха»

Вечный календарь с турбийоном – достойное усложнение, он же достижение механики часового бренда Frederique Constant, заслуживающее, чтобы отметить тридцатилетие собственной истории, молодой в мире долгожителей индустрии, но яркой и индивидуальной даже для него. Разумеется, выпущена модель Perpetual Calendar Tourbillon Manufacture символическим количеством тридцать экземпляров, по юбилейным годам.

В 1998 году эта история началась на курорте в Швейцарских Альпах, где Питер Стас и его жена Алетта Стас-Бакс катались на лыжах. Проходя мимо местных бутиков, однажды они остановились у витрины с наручными часами. Одни из них понравились Стасу, но оказались слишком уж дороги, и он так и не решился на покупку, но именно этот факт навел успешного топ-менеджера на мысль о «доступной роскоши» в мире часов и подвигнул оставить карьеру ради того, чтобы самому реализовать эту идею в часовой индустрии.

C середины 80-х семейная пара жила в Гонконге, где Питер занимал должность генерального менеджера по аксессуарам в корпорации Philips, а как раз в это время там начинало активно развиваться местное часовое производство. В начале 90-х параллельно с основной работой Стас создал компанию по разработке программного обеспечения для дизайна. И, вернувшись из Альп, именно в ней Питер начал осуществлять амбициозный план: разработку собственных наручных часов. Но уровень того, что производилось тогда в Китае, совершенно не отвечал представлениям Стаса о высококлассных часах, и он занялся глубоким изучением всевозможных трудов по часовому делу.

Пока же первая серия прототипов была собрана из разнообразных, едва ли не доморощенных компонентов местного производства. Несколько из этих моделей Алетта, сразу же вовлеченная в часовой бизнес мужа и интересующаяся им ничуть не меньше, представила на специализированной выставке в Гонконге. Первые дни они не вызвали особого интереса у посетителей, но вдруг незадолго до окончания выставки одна японская оптовая компания заказала у новоиспеченного часового бренда партию из 350 экземпляров. После чего Питер незамедлительно уволился из Philips.

Следующий заказ составил уже 1100 экземпляров и воодушевил Питера и Алетту на создание коллекции из шести образцов, в корпусах которых был установлен кварцевый механизм. И вот они уже были изготовлены из деталей швейцарского производства и даже собирались в Швейцарии, а потому были вполне достойного качества. Часы стали пользоваться спросом, и Стасы решили придумать им название. В итоге было решено взять имя прабабушки Алетты, Фредерик Шрайнер, и имя прадедушки Питера, Константа Стаса, – так бренд получил название Frederique Constant.

В 1992 году компания Frederique Constant SA с капиталом 60 000 швейцарских франков выпустила под этим названием более 1000 швейцарских часов, в производстве которых участвовали партнеры бренда. Вскоре семейная чета познакомилась с Мигелем Гарсией, в прошлом менеджером по продажам часов, а тогда уже владельцем компании Sellita, занимающейся изготовлением часовых механизмов. Он предложил Питеру и Алетте сделать окошко в циферблате, чтобы открыть взгляду сложную структуру калибра с автоматическим подзаводом ETA 2836. Эта визуализация механизма спуска на отметке «9 часов» позволила еще и отчетливо слышать издаваемый часами звук «тик-так», схожий с биением сердца. Именно так увидела свет до сих пор успешная женская коллекция Heart Beat. Правда, начинающие предприниматели вовремя не подумали о том, чтобы запатентовать оригинальную идею, и вскоре ее повторили другие производители. Впрочем, через несколько лет марка взяла-таки реванш, выпустив в 2008 году модель Heart Beat Tourbillon, в которой окошко циферблата открывало взору уже турбийон собственного производства на своей мануфактуре...

Пока же в 1996 году бренд подал на утверждение швейцарским властям бизнес-план своего потенциального женевского головного офиса. И получил разрешение на производство на территории страны при условии, что в течение пяти лет предприятие создаст как минимум 12 рабочих мест. Компания открыла производственный центр в Каруже, старинном районе на окраине Женевы. Чета Стасов всегда придерживалась принципов строго ограниченной доли заемного капитала в финансировании компании, благодаря этому сохраняла свободу действий и дальнейший рост бренда происходил за счет собственных ресурсов.

А в 2004 году после нескольких лет совместных разработок двух авторитетных школ часового дела – женевской и голландской – Frederique Constant представил свой первый калибр FC-910-1 с ручным заводом. Так Питер удовлетворил амбиции по созданию собственного механизма. За ним в 2005-м последовал механизм FC-915 с индикацией фаз Луны, а через год – эксклюзивный калибр с автоматическим подзаводом FC 930. В 2006 году все производство было перенесено на новую мануфактуру площадью около 3000 кв. м в коммуне План-лез-Уат кантона Женева. Помимо того что все его стадии – от разработки дизайна до сборки и контроля качества – были сконцентрированы под одной крышей, с этого момента более 80% деталей для механизмов стало изготавливаться своими силами.

Более 80% деталей для механизмов Frederique Constant изготавливаются собственными силами

В том же 2008-м был создан собственный механизм турбийона, а в 2016 году калибр FC-775 с системой автоподзавода был оснащен механизмом календаря из 78 деталей, которому не требовалось ручной настройки вплоть до 2100 года. Именно на его базе появилась нынешняя юбилейная новинка из категории Grande Complication – Perpetual Calendar Tourbillon Manufacture. А в 2017 году бренд обзавелся еще и собственным хронографом с функцией flyback.

Не менее активно компания действовала и на социальном поприще. В 2007-м Frederique Constant учредил собственную премию Passion Award, поощряющую успешные предпринимательские инициативы. В том же году заключил партнерское соглашение с британской маркой спортивных автомобилей Austin-Healey и создал коллекцию часов Healey; а в 2013 году лимитированная коллекция хронографов Runabouts была выпущена совместно с Riva Historical Society и обыгрывала эстетические коды лодок Riva. Тогда же бренд стал партнером The World Heart Federation и поддержал несколько ее благотворительных программ. И в этой деятельности бренду в разное время помогали посланницы его женских коллекций часов актрисы Шу Ки, Инес Састр и Гвинет Пэлтроу. В союзе с последней в этом году Frederique Constant представил обновленную коллекцию часов Ladies Automatic.

В 2015 году Frederique Constant стал исследовать новую для себя, скорее классического бренда, территорию смарт-часов и представил Horological Smartwatch с технологией MMT Swiss Connect, с аналоговой индикацией времени и функциональным дисплеем. В нынешнем году на выставке Baselworld была дана еще одна «умная» премьера – модель Hybrid Manufacture, которая объединила в себе мануфактурный калибр с автоматическим подзаводом FC-710 и электронный модуль с отображением многочисленных смарт-функций.

Юбилей бренд отмечает будучи уже частью Citizen Watch Co. – Питер и Алетта продали компанию японской корпорации еще в 2016 году, но остались во главе нее и сохранили независимость действий. Впрочем, к этому моменту Стасы сполна реализовали концепцию «доступной роскоши» в часовом мире и даже превратили свой бизнес в группу, присоединив к нему еще два часовых имени: приобретенный в 2002 году бренд часов в спортивном стиле Alpina и основанный ими в 2009 году нишевый haute-horlogerie-бренд Atelier de Monaco, служащий лабораторией технических идей, которые потом реализуются по доступной цене в Frederique Constant.

К 2018 году в арсенале Frederique Constant 27 калибров, а количество произведенных часов составит около 160 000 экземпляров.

Читайте также