На родине Кристиана Диора открылась уникальная выставка

Treasures of the Collection. 30 Years of Acquisitions составлена исключительно из собрания дома-музея модельера

Самая первая ретроспектива в доме детства будущего кутюрье, на вилле Les Rhumbs в городке Гранвиль в Нормандии, прошла в 1997 году и была посвящена 50-летнему юбилею Dior. По сути это и есть год основания музея. Но история его собственной коллекции началась значительно раньше, 30 лет назад, и именно эта дата отражена в названии нынешней выставки Treasures of the Collection. 30 Years of Acquisitions – «Сокровища коллекции. 30 лет собирательства».

Если перелистнуть страницы истории еще на 10 лет назад, то выяснится, что в 1987 году, в год 40-летия Dior, младший двоюродный брат кутюрье Жан-Люк Дюфресне, профессор истории и музейный хранитель, инициировал юбилейную выставку в родном для кутюрье Гранвиле. Прошла она, правда, тогда не в доме детства Кристиана, а в местном музее Richard Anacréon Modern Art, но зато послужила отправной точкой для формирования коллекции виллы Les Rhumbs. Сам Дюфресне начал это собрание с нескольких предметов из семейного архива, одновременно его ощутимо пополнили родные сестры Диора Катрин и Жаклин и еще несколько знавших маэстро близких людей – все они пожертвовали в коллекцию связанные с его именем и творчеством предметы. И стало очевидно, что можно и нужно собрать под крышей дома, где прошло детство Кристиана Диора.

Он родился в 1905 году и провел на вилле Les Rhumbs первые шесть лет жизни, пока вся семья Диор – отец будущего кутюрье Морис, его мать Мадлен и пятеро детей, из которых Кристиан был вторым, – не переехала в Париж. Вилла же оставалась их летней резиденцией, здесь же семья пережила Первую мировую войну. И любой специалист по истории Dior сегодня расскажет, что большинство кодов Дома – например, розовый и серый цвет, любовь к цветочным орнаментам и ориентальному искусству – произошли именно отсюда, из иддилического детства кутюрье.

Семье пришлось продать Les Rhumbs в 1932 году, когда мать Диора умерла, а дела фирмы отца по производству химикатов и удобрений пошли совсем плохо. Сам Диор к тому времени уже был совладельцем арт-галереи в Париже и рисовал первые модные наброски...

В 1938 году вилла перешла в собственность города Гранвиля (и, кстати, остается, ею до сих пор). Ее чуть было не снесли, чтобы устроить в поместье полномасштабный публичный парк (он и сейчас открыт для местных жителей и туристов), но этому плану помешала осуществиться Вторая мировая война. Сегодня управление самим музеем и пополнение его фондов происходит под крылом специально учрежденной в 1991 году государственной ассоциации Présence de Christian Dior, с которой, разумеется, теснейшим образом сотрудничает и LVMH Group, частью которой является Дом Dior. Начиная с 1997 года на вилле Les Rhumbs прошла уже 21 тематическая выставка, так или иначе связанная с наследием великого кутюрье.

Но нынешняя экспозиция «Сокровища коллекции. 30 лет собирательства» во многих смыслах исключение из общего правила. Во-первых, она полностью составлена из собственной музейной коллекции, которая, по сути, предстает перед публикой впервые в своей полной ретроспективе. Во-вторых, составила ее Бриджит Ришар, главный куратор самого музея, а Флоранс Мюллер, крупнейший специалист по творчеству Диора и куратор всех выставок Дома, выступила лишь консультантом. И эта смена ролей повлекла за собой смену акцентов и атмосферы.

И по своей сценографии, и по тематическим подборкам, и по выбору личных предметов Диора, фотографий, на которых он запечатлен, выставка получилась весьма камерной и личной, несмотря на всю парадную сторону творчества Диора.

Начинается экспозиция на первом этаже буквально с «путеводной» металлической звезды, которую Диор нашел в 1946 году на улице Фобур-Сент-Оноре, идя на встречу с текстильным магнатом Марселем Буссаком, вскоре ставшим партнером задуманного Кристианом Дома моды. С тех пор этот талисман кочует по разным выставкам, но хранится именно в родном доме Диора.

«Эволюция стиля» кутюрье начинается с одежды, которую Диор создавал на заказ в самом начале своей карьеры, когда много работал для театра и кино и шил наряды на выход и для актрис. Так, одно из представленных фривольных «неглиже»-платьев в стиле XVIII века было заказано актрисой Жозетт Дей, звездой фильмов Жана Кокто, друга Диора, для знаменитого костюмированного «Бала столетия» 1951 года, устроенного графом де Бестегю в Венеции.

И так здесь буквально за каждым изделием стоит история его заказа, создания и попадания в коллекцию музея. Кстати, многие предметы в собрание музея перешли и от бывших сотрудников ателье Диора, и благодаря щедрому завещанию первого президента Дома Жака Руэ.

Всего на выставке представлено 60 исторических артефактов – преимущественно вечерние и дневные наряды, которые расположены в хронологическом порядке и одновременно подобраны по стилям. Причем многие экспонаты сопровождаются фрагментами вышивок, плиссировок или публикациями из модных журналов той или иной эпохи.

Нынешняя экспозиция, по сути, впервые предстает перед публикой в своей полной ретроспективе

А пара отдельных витрин посвящена только аксессуарам – в сумочках, шляпках, шарфах и туфлях видны вкус, фантазия и оригинальность мысли, с которыми в Доме подходили к созданию этих неизменно элегантных изделий.

И, конечно же, везде подчеркивается присутствие самого маэстро: он встречает посетителей, глядя с парадного портрета кисти Пауля Штрекера 1928 года; на камине стоят многочисленные черно-белые фотографии его детства, отрочества и молодых лет; в одной из витрин выставлены принадлежавшие маэстро наручные часы Jaeger-LeCoultre, шариковая ручка и ежедневник, открытый на распорядке последнего дня его жизни.

Один из залов посвящен влиянию японского искусства на творчество Диора и его последователей, но перед этим посетители непременно обратят внимание на фрагмент росписи потолка в пролете под лестницей в духе гравюр Хокусая – в своей автобиографии Диор вспоминал, что в детстве часами рассматривал нарисованных там плавающих рыб. И здесь «японские» наряды самого Диора соседствуют с ориентальными творениями Джона Гальяно, сопровождаются фотографией Диора в окружении «гейш» в кимоно с костюмированного праздника в его ателье, а также подарком от императрицы Японии Нагако – украшенным эмалью серебряным миниатюрным шкафчиком.

Завершается выставка на третьем этаже музея витриной под названием Le Theatre de la Mode, в которой выставлено 30 миниатюрных копий самых знаменитых кутюрных платьев Christian Dior периода с 1947 по 2018 год. Их воспроизвели мастера нынешнего ателье Dior: на это их вдохновил необычный показ миниатюрных творений французских кутюрье на куклах, инициированный самим Диором, тогда еще дизайнером в ателье Люсьена Лелонга, – весной 1945 года этот «модный театр» путешествовал по Франции с целью возродить искусство кройки и шитья после войны.

Таким образом в ателье на авеню Монтень, 30 (адрес, который когда-то интуитивно выбрал сам Диор) создали 30 рукотворных шедевров, чтобы отметить 30-летие коллекции дома-музея в Гранвиле. И еще раз продемонстрировали savoir-fair Дома Dior, того самого кутюрного ремесла, что было возведено его основателем в абсолют и до сих пор составляет славу модного имени.

Фото: Laziz Hamani, Association Willy Maywald / ADAGP Paris 2018; Raphael Dautigny; Sophie Carre

Читайте также