Нарядиться с выдумкой: английский опыт

В Angels Costumes, компании по аренде костюмов для кино и театра, любой понравившийся «прикид» можно взять напрокат

Здесь можно найти все: военную и гражданскую униформу всех стран, лет, профессий и рангов, национальные костюмы со всего мира, включая исторические, начиная с древней Греции, заканчивая современными Шотландией и Пакистаном, оригинальные вещи самых разно­образных брендов начиная с 1900-х, костюмы всех известных правителей и воинов (от шкур и кольчуг до пиратов и самураев), свадебную одежду всех времен и народов, историческое и моделирующее белье, ливреи, спортивные униформы, вещи из меха и кожи экзотических животных, многие из которых сегодня запрещены ко ввозу в страну, сценические костюмы начиная с XVIII века, костюмы животных и овощей, аксессуары, включая копии королевских регалий, обувь, шляпы, шарфы, пояса, косынки, сапоги, шлемы, очки, зонты, лопаты, противогазы, мечи, сумки, погоны, пуговицы, пряжки, банты, воротники, часы, колье, шпильки и кольца. В общем, все, что может понадобиться для создания фильма.

«У нас единственное место в мире, где христиане, мусульмане, индусы и иудеи сосуществуют мирно, – шутит креативный директор Angels Costumes Джереми Энджел, показывая на рельсы с одеждой для религиозных обрядов. – Главное – не снимать их с вешалок одновременно».

Джереми Энджел – представитель седьмого поколения Энджелов, занятых в семейном бизнесе. Предание гласит, что в начале XIX века Дэниэл Энджел приехал в Лондон из Германии. Он начал чинить и шить одежду для соседей, но средств на семью из пятерых детей не хватало. И тогда он устроился смотрителем кладбища, а бизнес отдал старшему сыну Моррису.

Моррис в свою очередь переехал в центр театральной жизни – на перекресток Seven Dials в Ковент-Гарден – и открыл секонд-хенд, где к тому же продавались образцы моделей с Savile Row.

«Тогда актеры сами заботились о сценических костюмах, – объясняет Джереми Энджел. – Вы могли быть прекрасной актрисой, но, если у подруги было более эффектное платье, нанимали ее. Поэтому актеры начали брать одежду напрокат у Морриса, появилась бизнес-модель «сценический костюм напрокат» и мы начали работать сначала с театральными актерами, потом с театрами, а когда появилось кино, то и с кино. С тех пор у нас в семье все Дэниэлы и Моррисы».

За 178 лет существования Angels Costumes 37 фильмов, для которых она предоставляла свой реквизит, получили заслуженный «Оскар» за лучшие костюмы. В их числе «Звездные войны», «Титаник», «Лоуренс Аравийский», «Великий Гэтсби», «Авиатор», «Мемуары гейши», «Мария-Антуанетта», «Алиса в Стране чудес», «Отель “Гранд Будапешт”».

«Схем работы с кино множество, – объясняет Джереми. – Мы можем как шить то, что создал костюмер, так и подбирать костюмы напрокат из того миллиона вещей, который висит на вешалках. Часто мы шьем, но договариваемся, что после съемок костюм возвратится к нам. Таким образом за годы работы наша коллекция разрослась до 5 млн объектов. Недавно мы провели распродажу и оставили миллион вещей на вешалках и миллион – в коробках. Это почти 170 км рельсов (штанг) для вешалок».

Чтобы разобраться в этом хаосе вещей всех времен и народов, в Angels Costumes введена почти военная дисциплина. Каждое утро все работники компании целый час возвращают на места все то, что приехало со съемок, из прачечных и химчисток. Каждый новый работник первые два месяца только и делает, что возвращает вещи на места. Внешне это похоже на склад Amazon, где все организовано по периоду, стране, типу, полу и цвету.

«Но мы не только сдаем готовые костюмы в прокат, мы постоянно занимаемся ресайклингом, используя детали от одного костюма для другого», – говорит Джереми, открывая ключом… шубохранилище! – Возьмем, например, военную форму...»

37 фильмов, для которых Angels Costumes предоставляла свой реквизит, получили «Оскар» за лучшие костюмы

Тут нужно добавить, что до 1966 года Angels Costumes шили военную и дипломатическую форму для британского правительства, поэтому тут до сих пор разбираются в цветах, фасонах, погонах, медалях, где сколько звезд, какие полоски и ленты, какие пуговицы и прочие детали, которые для военных играют важную роль. Все это перешивается с костюма на костюм.

«Недавно американская компания прислала фото военного из сериала и попросила сделать идентичную форму, – продолжает Джереми. – Наш специалист схватился за голову. Мы, закусив губу, сообщили компании об ошибках, потому что герой проходил так весь первый сезон! В итоге они согласились переделать, – улыбается Джереми. – Или другой случай. Компания взяла напрокат шапки британских гвардейцев из меха гризли. Такие шапки нынче большая редкость из-за вопросов охраны животных, но у нас они с незапамятных времен. Во время съемок кто-то пожаловался, что мех закрывает глаза, и костюмер отрезал «лишние» пряди, хотя суть гвардейских шапок именно в том, чтобы глаза были спрятаны. Не говоря уже о том, что наша страховая компания выписала им внушительный счет».

Однако важно отметить, что, с одной стороны, в швейном цехе у Джереми все традиционно, как было 200 лет назад: машины и утюги поновее, но методы кройки и шитья те же. Бывает, что клиент хочет костюм XVII века, но не знает, как шили рукава (подсказка: в форме коромысла, чтобы был изгиб для локтя, без большой подмышечной впадины), или выбирает ткань, которой не существовало. Тогда мастера объясняют, как надо сделать аутентично – в Angels Costumes огромная коллекция исторической одежды, и всегда можно проверить и посмотреть.

С другой стороны, клиент всегда прав. Если нужна ливрея XIX века канареечного цвета с блестками – вуаля! «Мы храним книги с мерками клиентов со дня основания компании. У нас есть мерки огромного количества знаменитостей, от Ноэля Кауарда с Гертрудой Лоуренс и Фреда и Адель Астер до Дэвида Боуи и Майкла Джексона. Более того, именно у нас начинал Александр Маккуин. В идеале мы должны встречаться с актером, для которого шьем, четыре раза. Но сегодня такой ритм, что хорошо, если встречаемся один. Поэтому у нас работают гении кройки и шитья, которые к тому же создают и ремонтируют головные уборы, зонтики, мягкие игрушки и прочие аксессуары. И главное – они изобрели способ ушивать и расшивать вещи, которые идут в прокат, так, чтобы они подходили практически всем!»

...На выходе из мастерской, как в театре, множество портретов тех, с кем работала семья Энджел.

– Чарльз Диккенс?

– Он описывал для нас, как должен выглядеть персонаж, мы отсылали его иллюстратору костюм, тот надевал его на модель и рисовал иллюстрации.

– Елизавета II?

– В детстве они с сестрой Маргарет играли в театре при дворе, а мы шили костюмы. У нас есть копия коронационного платья Елизаветы II, которую мы делали для «Харродса». Рядом – платье Кейт Бланшетт из «Елизаветы» и Хелен Миррен из «Королевы». В 1999-м Елизавета пришла на тур. Позже ее биограф писал, что она очень сожалела, что в расписании была встреча на ланч, иначе она осталась бы еще – ходить между платьями королев из фильмов разных времен. А когда недавно снимали документальный фильм о королеве The Coronation, съемочная команда взяла напрокат корону и офис.

– Фредди Меркьюри? Или это Рами Малек?

– Мы шили костюмы для фильма «Богемская рапсодия».

– А что это за свадьба?

– Британский сериал Birds of a Feather. Они использовали свадебное платье моей мамы. Женщины в нашей семье постоянно отдают платья в коллекцию. И мы постоянно видим их в кино.

...В 2016 году компания Angels Costumes получила BAFTA за вклад в британское кино. «Я никогда не забуду фильм 1999 года «Кутерьма», – вдохновенно говорит Джереми. – Костюмер Линди Лемминг получила за эту работу «Оскар». Я знаю ее с пяти лет и был рядом с ней. Так что я держал в руках «Оскар», когда мне было 17!»

Читайте также