Модная афиша сезона: выставки от Dior, Louis Vuitton, Cartier и Prada

Четыре именитых модных бренда готовы открыть зрителю новые художественные миры

Нет необходимости напоминать, что дизайн одежды и украшений всегда шел в ногу с искусством – поддавался его современным веяниям, вдохновлялся великим прошлым.

С некоторых пор бренды класса люкс создают собственные художественные фонды и организуют выставки. Чем новым удивляют сегодня арт-публику четыре почтенных имени: Dior, Louis Vuitton, Cartier и Prada?

Диорама за океаном

Активность, с которой французский модный Дом Dior делится своим кутюрным искусством со всем миром на языке выставок, не просто восхищает, но и каждый раз подтверждает тот факт, что наследие Кристиана Диора широко, многогранно и актуально, несмотря на такой короткий, но столь яркий творческий путь маэстро. Впрочем, и это надо признать, не менее талантливо продолженный его последователями.

Очередная ретроспектива Dior: From Paris to the World проходит по ту сторону Атлантики, в Denver Art Museum, в самом центре США. И в некотором смысле отдает дань «американскому» пути Диора, который лично привез сюда свой New Look, сам выстроил свой заокеанский успех и в 1957 году оказался на обложке Time.

Пятнадцать тематических залов со сценографией архитектора Сёхэя Сигэмацу, 180 кутюрных платьев, 200 аксессуаров, сотни эскизов, фотографий, модных журналов, архивная кино­хроника – экспозиция показывает семь десятилетий творческой деятельности Дома. Причем с подчеркнутой связью его кутюрных творений и произведений искусства – некоторые из работ Моне, Квина и Поллока выставлены тут же, рядом с платьями, и напрямую демонстрируют эту связь. Которую, к слову, установил еще сам Диор, владевший галереей и никогда не терявший интерес к арт-миру.

В этом ракурсе выставка отчасти повторяет эпохальную ретроспективу «Диор – дизайнер мечты» в Musée des Arts Décoratifs в Париже в 2016 году, недаром куратор у обоих один – Флоранс Мюллер, главный мировой специалист по наследию Dior.

Еще одна масштабная «диорама», причем с тем же названием, что и выставка в Париже два года назад, откроется в Лондоне в феврале 2019 года. Экспозиция Christian Dior: Designer of Dreams разместится в The Sainsbury Gallery музея Виктории и Альберта, и здесь обещают сделать серьезный акцент на восхищении Диора британской культурой.

Dior: From Paris to the World, Denver Art Museum, Денвер; до 3 марта 2019 года; Christian Dior: Designer of Dreams, Лондон, Victoria & Albert Museum, 2 февраля – 14 июля 2019 года

От ацтеков до футуризма

Продемонстрировать едва ли не все многообразие искусства Латинской Америки от доколумбовой эпохи до наших дней – такую амбициозную цель поставили перед собой в Cartier Fondation в Париже и ее достигли. На выставке Géométries Sud, du Mexique à la Terre de Feu представлены 250 работ авторства 70 художников Латинской Америки и безымянные древние артефакты. Многообразие бьющих радугой цветов орнаментов и сложность геометрических абстракций, в которых мотивы индейских культур сплелись с влиянием европейского авангарда, – выставка демонстрирует весь художественный, отчасти мифологический словарь латиноамериканского искусства.

Открывается она ретроспективой фотографий работ боливийского архитектора Фредди Мамани, одного из самых значимых, плодовитых авторов в архитектурной истории Латинской Америки. А на нижнем уровне музея в продуманном порядке взаимовляния выставлено более 220 работ разных эпох — от керамики, текстиля, плетеных предметов и образцов татуировок доколумбовых времен до живописи наших дней. Современный период представлен творчеством уругвайского художника Кармело Ардена Кина и аргентинца Гильермо Куитка, фотографиями мексиканца Ласаро Бланко и перуанца Мартина Чамби, скульптурами венесуэльца Геко и Лиджии Кларк из Бразилии – большинство авторов встретились впервые именно в стенах Cartier Fondation.

Выставка Geometries Sud, du Mexique a la Terre de Feu, Cartier Fondation, Париж, по 24 февраля 2019 года

Противостояние великих

Придумываемые в Fondation Louis Vuitton в Париже художественные проекты – один интереснее другого, что еще раз доказывает последняя идея противопоставить творчество двух художников Эгона Шиле и Жан-Мишеля Баскии. Первый жил и работал в начале XX века в Австрии, второй творил в 70-е и 80-е в Нью-Йорке – казалось бы, что между этими разделенными эпохами личностями может быть общего? Художественный руководитель музея Сюзанн Паже и ее команда – нашли, и немало. Один порвал с академичес­кой системой живописи, другой указал новый путь в установившихся было канонах ее абстрактного направления, без Шиле могло бы и не случиться Баскии.

Словом, путешествуя по выставке Egon Schiele – Jean-Michel Basquiat в залах Fondation Louis Vuitton, куда работы Шиле и Баскии привезли со всего мира, размышлять об их судьбе и общности искусства невероятно увлекательно.

Выставка Egon Schiele – Jean-Michel Basquiat, Fondation Louis Vuitton, Париж, по 14 января 2019 года

Встреча цивилизаций

В октябре нынешнего года в отреставрированном историческом особняке в центре Шанхая открылось пространство Prada Rong Zhai – итальянский модный конгломерат намерен использовать его для разных модных и культурных инициатив. Первой стала персональная выставка Storytelling китайского художника Лиу Йе, вполне значимой фигуры на арт-сцене Китая и не только. Его работы находятся в коллекциях China Art Museum и Yuz Museum в Шанхае; M+ Sigg Collection в Гонконге и еще нескольких европейских арт-институциях. Недаром картины для экспозиции отобрал куратор Удо Киттельманн, директор Национальной галереи Берлина.

Вся прелесть творчества Йе – в сочетании восточной созерцательности и выхолощенной европейской классической техники живописи. Эти характеристики воплощены в спокойно-ироничных и сентиментальных на первый взгляд сюжетах, но если глубоко вдуматься, то и в пародийном, циничном отражении реальности.

Выставка Storytelling Лиу Йе, фонд Prada Rong Zhai, Шанхай, по 20 января 2019 года

Фото: Laziz Hamani; Cartier; Mattia Polisena; East News

Читайте также