Кто и как создает украшения для Bvlgari

Рассказывает Лючия Сильвестри, креативный директор Дома

Высшая миссия моей работы – демонстрировать знаковые мотивы Bvlgari в новом облике, чтобы перенести стиль Дома из прошлого и настоящего в будущее», – считает Лючия Сильвестри, почти сорок лет работающая в Bvlgari. О том, что стоит за этой уверенностью, г-жа Сильвестри рассказала на премьере коллекции Wild Pop.

Последняя коллекция высокоювелирного искусства Wild Pop вдохновлена художественным стилем поп-арт, даже цитата его отца-основателя Энди Уорхола вынесена в презентацию коллекции – «Для меня посетить магазин Bvlgari – это то же самое, что посетить лучшую выставку современного искусства». Подозреваю, что вы первая согласитесь с его мнением...

Лючия Сильвестри Ну конечно же, да! Со времен моего обучения у Паоло и Николы Булгари, которые cтали для меня проводниками в этот прекрасный мир, мы стремились создавать произведения ювелирного искусства, которые переживут свое время, а то и опередят его. Кстати, наши российские поклонники могут в этом убедиться, посетив выставку исторических украшений Bvlgari в Московском Кремле, – многие вещи 60-х и 70-х и выглядят невероятно авангардно и абсолютно созвучны сегодняшнему времени.

С моих первых дней в Доме, когда я начинала еще с закупки драгоценных камней, а затем изучала искусство создания из них ювелирных конструкций, я постепенно постигала не только свою профессию, но и мастерство ремесленника. Любой, кто провел хоть один час за спиной ювелира, понимает, насколько это тяжелый физический труд, сравнимый с трудом скульптора или художника.

А наша задача еще и облечь уже «готовые» дары природы в ювелирные формы и создать объект, который будет органично жить на женском теле. Именно поэтому важно констатировать, что наши украшения – объекты искусства, которые удобно носить. Мы мастера не только в цветовых сочетаниях и гармонии форм, но еще и в конструкции. Удобство украшения для нас важнейший аспект, мы создаем любую вещь так, чтобы вы могли надеть колье с утра и забыть о нем до вечера.

Украшения Bvlgari во все эпохи были невероятно красочны и тем самым во многом революционны. Но как возникла столь яркая тема поп-арта?

Л.С. Сначала у нас возникла общая идея обращения к 80-м, поскольку они были интереснейшей эпохой в ювелирном искусстве, буквально на грани. И одновременно эпитомой яркой, бьющей через край красоты Bvlgari, во многом, кстати, созвучной палитре и вызывающим образам поп-арта.

Потом мы вспомнили, что Энди Уорхол был большим поклонником Bvlgari, он так часто высказывался об украшениях Дома, что журнал Interview даже пригласил в 1981 году к диалогу Уорхола и Николу Булгари! Это был интереснейший разговор, а затем они стали приятельствовать.

Я сама начала работать в Bvlgari именно в 1980 году. И помню все украшения и невероятных клиентов того времени, когда царил дух бьющей через край яркой роскоши. Так что и для меня это была своего рода «вспышка прошлого».

Однажды Энди Уорхол предложил Николе Булгари обменять несколько украшений Bvlgari на одну из своих работ. Тогда Никола отказался, а сегодня, конечно, горько об этом жалеет: поп-арт Уорхола сильно возрос в цене!
Лючия Сильвестри
креативный директор Дома Bvlgari

После того как естественным образом появилась мысль о поп-арте, я отправилась в Нью-Йорк, в Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, изучила всю его коллекцию и архивы, и знаете, что обнаружила?! Оказывается, Уорхол делал множество эскизов, вдохновленных украшениями Bvlgari, и цитаты там явственно читаются: набросок знакомого мне изделия, а рядом некий художественный образ... Эти эскизы меня поразили, и кое-что я даже позаимствовала для вдохновения. Между художником и Домом всегда была прямая связь, и нынешняя коллекция воплощает ее в провокационных формах.

В этой коллекции появились мотивы, которые ранее, пожалуй, не встречались в словаре Bvlgari: пальмы, фламинго, музыкальная тема диско...

Л.С. Это, конечно, дань американским 80-м с их сумасшедшей энергетикой. Тогда за океаном возрос интерес к стилю Bvlgari и наши украшения стали блистать на вечеринках в Нью-Йорке, в Малибу, Палм-Спрингс... Повсюду царила диско-музыка – потому в коллекции и появились украшения в виде микрофонов и виниловых пластинок, а также элементы молний, как на сценических костюмах Зигги Стардаста.

Это был невероятно творческий период во всем – в искусстве, в моде, – немного диковатый и переизбыточный, отсюда и слово Wild в названии коллекции, в которой мы, пожалуй, тоже позволили себе больше, чем обычно. Вспомните моду того времени: огромные плечи, узкие талии, пышные оборки!

Все это сейчас вернулось, и украшения из нынешней коллекции идеально вписываются в стиль 80-х: в ней даже есть колье в виде золотых складок. Но все-таки 80-е в первую очередь это бьющая наотмашь палитра драгоценных камней. Многие сочетания цветов в нынешней коллекции я позаимствовала в архиве, поэтому в ней так много цветных сапфиров и турмалинов. И все эти цвета, обратите внимание, можно найти в работах Уорхола.

Существует два подхода к созданию украшений high jewellery – отталкиваться от драгоценного камня или изначально идти от дизайна. Знаю, что вы всегда предпочитали первый способ, но, похоже, в этой коллекции многое шло именно от идеи.

Л.С. Да, именно так. И для меня второй способ, признаться, более сложный. За годы работы в Bvlgari я научилась чувствовать драгоценные камни, понимать их нюансы, они «говорят» со мной, и выложить из них красивую композицию для меня легко и гармонично. Дизайн предполагает наличие классной идеи, разработку ее всей командой, выбор самых лучших вариантов и горячие споры вокруг них – это захватывающий, но не созерцательный процесс.

Надо подчеркнуть, что и в таком дизайне ни один драгоценный камень не появляется просто так – все обдуманно, во всем есть свой смысл. С другой стороны, интересно, что при втором способе из одного мотива можно придумать сразу несколько украшений – так неожиданно родились фламинго или вариации на листья марихуаны...

В каждой коллекции вы представляете новые ювелирные воплощения ваших канонических украшений Tubogas, Serpenti, Monete. Это некое «обязательство», эволюция стиля Bvlgari?

Л.С. Мы буквально ставим перед собой такую высшую задачу – показать Serpenti или Monete в новом облике, чтобы сохранить стиль Дома во времени, буквально перенести его из прошлого в будущее.

В нынешней коллекции имеется колье-змея из кораллов – до этого мы уже создавали единственный экземпляр такого колье в версии из изумрудов, жемчуга и аметистов. Подобное украшение изготавливается около года, а материал к нему может подбираться еще дольше... Это апогей нашего мастерства. Точно так же мы говорим Bvlgari и подразумеваем Monete – в классическом облике или в современном, мы интерпретируем украшения с древними монетами на разный манер.

Вот вам конкретный пример: на мне сейчас роскошный широкий пояс со старинными монетами. Это не украшение в чистом виде, а больше аксессуар, но зато какой! Я называю его Wonder Woman, потому что он действительно выглядит как мощный, обладающий магической силой талисман – настолько харизматичной получилась эта вещь с бронзовыми монетами, бирюзой, ониксом и яшмой. И почему бы не перенести прошлое Bvlgari в будущее еще и таким способом?

И вы носите брошь в виде листочка марихуаны...

Л.С. Знаете, чем прекрасно ювелирное искусство? В нем дозволено все что угодно! В его рамках вы можете завести «ручную» змею или носить лист марихуаны, будучи при этом законопослушным гражданином. Мы всегда старались нарушать табу, но только в драгоценных материалах! Как и Энди Уорхол в искусстве. Главное – чтобы это было сделано не только дерзко, но и талантливо.

Кстати, у нас есть исторический анекдот в Доме, связанный с Уорхолом, который на самом деле является правдой: после того памятного разговора в журнале Interview Уорхол предложил Николе Булгари обменять несколько украшений Bvlgari на одну из своих работ. Тогда Никола отказался, а сегодня, конечно, горько об этом жалеет: поп-арт Уорхола сильно возрос в цене!

Читайте также