Прокатиться с шиком: самые роскошные поезда мира

Ищите вагоны Пульмана: их в мире осталось всего около ста

Все началось с того, что американец Джордж Мортимер Пульман однажды проехался на поезде из Буффало в Вестфилд в штате Нью-Йорк (около 100 км). Всю поездку он испытывал такой дискомфорт от лежания при свечах на матрасе в деревянном сарае на колесах, что вместо того, чтобы спать, рисовал дизайн первого в мире спального вагона категории luxury. Правда, когда в 1863 году в Чикаго он попробовал запустить производство, дело не пошло: вагон оказался слишком широким. Зато вагон «второго поколения» пришелся настолько к месту и времени, что в 1865 году его задействовали во время похоронной церемонии президента Линкольна.

А в 1867 году началось то самое «золотое время» путешествий, когда из средства передвижения Пульман начал превращать поезда в роскошь: свежие блюда для гурманов, хрустальные люстры, шелковые абажуры, кожаные сиденья. Помимо дорогих материалов и продуктов были и инновации: спальные места, высокие потолки, большие окна, электричество, кондиционер и подогрев пола на борту, складная верхняя полка.

К 1887 году пульмановские вагоны достигли пика своей элегантности: высокие спинки сидений, французская обивка, ковры, панели из красного дерева, витражи, отдельные купе, вагон-салон, вагон-ресторан, комната для переодевания. И главное – безопасный сквозной проход между вагонами. Поезда и вагоны Пульмана стали пятизвездочными отелями, которые к тому же возили по странам и континентам, снимались в кино и становились местом действия романов и детективов.

Многие из изобретений Пульмана до сих пор входят в набор «стандартного» поезда и вагона СВ. Но когда речь заходит о поезде «с шиком», выбирать не приходится. Пульмановским поездам нет равных и сегодня, хотя их производство после Второй мировой было прекращено.

Судьба уцелевших вагонов Пульмана сложилась по-разному. Часть из них была утрачена во время Второй мировой войны, часть брошена на произвол судьбы и погоды. Все вагоны полностью «отправились на пенсию» в 1961 году. Когда же энтузиасты начали собирать остатки былой роскоши, оказалось, что в мире осталось всего около ста вагонов Пульмана. Многие были в рабочем состоянии, и после небольшой реставрации их начали использовать для путешествий с элементами «истории» или возрождать в новом качестве.

Так, четыре вагона сохранились на железнодорожной станции Петуорт в Великобритании: «Аликанте» 1912 года производства, «Мимоза» 1914-го, «Флора» и «Монтана» 1923-го (у всех вагонов Пульмана, как у современных ураганов, были имена, а «Флора» и «Монтана» возили пассажиров между Лондоном и Парижем). Сама же станция была построена в 1892 году специально для личных нужд принца Уэльского, старшего сына королевы Виктории, который позже стал королем Эдуардом VII. Дело в том, что недалеко от места, где расположена станция, в имении West Dean House жил друг принца cэр Эдвард Джеймс, чья жена Эвелин Элизабет Форбс была известна как Анна Шерер своего времени: она устраивала шикарные светские приемы.

В нескольких милях от их дома – один из самых красивых ипподромов в Великобритании – Goodwood. А будущий монарх любил как приемы, так и скачки. Получилось, что станцию Петуорт неформально строили для королевской особы, поэтому она совсем не похожа на остальные железнодорожные станции в Великобритании: вместо унылого коричневого кирпича – дорогие породы дерева, вместо формы коробки – идеальные классические пропорции, высокие окна, диваны.

Поезда останавливались тут до 1955 года, но статистика показала, что станцией пользуется один пассажир в неделю, и ее решено было закрыть. С тех пор здание стояло без дела, пока в 1980 году его не превратили в частный дом, а в 1995-м – в отель. Когда в 2005 году теперешний владелец Гудмунд Олафссон купил отель, три пульмановских вагона уже стояли рядом со станцией. Олафссон нашел в Кембридже четвертый вагон («Монтану») и отреставрировал старинное деревянное здание и все четыре вагона, переоборудовав их под роскошные комнаты, максимально сохранив при этом интерьеры и «колониальный дух», характерный для эпохи, когда все это было построено.

Теперь его отель The Old Railway Station – единственное место в Великобритании, где можно провести ночь в настоящем пульмановском вагоне на железнодорожной станции короля. Отель получил рейтинг четыре звезды, вошел в зал славы на TripAdvisor и в этом году удостоился звания «самого романтичного в стране», по версии The Good Hotel Guide.

Многие из изобретений Пульмана до сих пор входят в набор «стандартного» поезда и вагона СВ. Пульмановским поездам нет равных и сегодня, хотя их производство после Второй мировой войны было прекращено.

«Учитывая, что в мире всего сто вагонов и четыре из них находятся у нас, нам есть чем гордиться, – говорит Гудмунд. – Себя я считаю лишь хранителем этого замечательного наследия, которое требует много времени и сил. Например, вагоны сконструированы таким образом, что в некоторых местах скапливается вода, которая, если бы вагоны курсировали, а не стояли на месте, высыхала бы естественным путем. Дерево, из которого построены станция и вагоны, очень дорогое. Учитывая, что им всем больше или около ста лет, можете себе представить, сколько труда я и моя жена вкладываем в это место. Но, увидев его, я сразу влюбился, и с тех пор все, что я здесь делаю, только по огромной любви».

В семейном отеле The Old Railway Station всего десять комнат, бар, камин, библиотека. Ближайший город Чичестер находится в 15 км, добраться до места можно только на автомобиле. В округе – два имения-музея: Petworth House и Uppark House. Если позвонить в отель по телефону, велика вероятность, что ответит сам Гудмунд.

Еще одиннадцать пульмановских вагонов (20-х, 30-х и 50-х) собрала в Великобритании компания Belmond (бывшая Orient Express). Компания владеет и управляет коллекцией отелей, поездов и речных судов по всему миру, куда входил и знаменитый поезд «Восточный экспресс», состоящий из вагонов Пульмана. Отреставрировав вагоны до оригинального состояния, Belmond запустила поезд Belmond British Pullman, который не просто передвигается по стране, но и возит пассажиров по специальному маршруту Murder Mystery Lunch («Ланч во время тайного убийства»).

Интересны в этом маршруте не только места, через которые едет и где останавливается поезд (среди них, например, столица британских устриц – Уитстабл), но и то, что во время пятичасовой поездки перед гостями разыгрывается легендарный детектив Агаты Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе». Во время путешествия в поезде обнаруживают убитого. Среди пассажиров нужно найти преступника. Пассажирам дают разные зацепки, с помощью которых в конце поездки они находят убийцу. Таким образом, во время ланча, состоящего из пяти блюд, гости могут принять участие в расследовании «убийства» в поезде, погрузившись тем самым в атмосферу произведения Агаты Кристи. Естественно, детектив разыгрывается профессиональными актерами.

«В этом году мы празднуем 125 лет с рождения легендарной британской писательницы, – говорит управляющий поездами и круизами Belmond Гэри Франклин. – Поэтому каждая такая поезка для календаря поездок Belmond – красный день. Пассажирам очень нравится приходить на вокзал Виктория, откуда отправляется поезд, в костюмах 20–30-х годов. Из-за этого вся поездка получается еще более тематической: пульмановские вагоны, действие на тему романа «Убийство в «Восточном экспрессе», шляпки, платья до середины икр, глубокие вырезы, широкие отвороты, сумочки-конверты, перчатки, ланч из пяти блюд, зачастую приготовленный лучшими британскими поварами из британских продуктов, и отличное вино, отобранное нашими сомелье».

Поезд Belmond British Pullman не просто передвигается по стране, но и возит пассажиров по специальному маршруту Murder Mystery Lunch («Ланч во время тайного убийства»). Во время пятичасовой поездки перед гостями разыгрывается легендарный детектив Агаты Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе»!

Помимо этого, если позволяет погода, поезд идет на паровой тяге. «Я сам много раз ездил в эту поездку с друзьями и родственниками, – продолжает Франклин. – И могу сказать, что из всего разнообразия исторических маршрутов Belmond этот – мой любимый. За пять часов успеваешь посмотреть на Великобританию, сходить на экскурсию во время тематической остановки, погрузиться в атмосферу «золотого века путешествий», поездить в роскошном историческом пульмановском вагоне, попробовать ланч из пяти блюд, вино и шампанское, стать участником детектива и просто очень насыщенно провести день с семьей и друзьями».

В этом году приглашенными шеф-поварами поездок Belmond British Pullman стали Джеймс Мартин, ведущий кулинарного шоу на Би-би-си (BBC Saturday Kitchen), и повар ресторанов с мишленовскими звездами Том Керридж, а в октябре в вагоне-ресторане свое искусство продемонстрирует Антон Мосиманн, который на протяжении многих лет готовит для королевской семьи. В предрождест­венский период на поезде Belmond British Pullman устраиваются праздничные ланчи и ужины, один раз гостей-пассажиров поезда порадует знаменитый британский шеф-повар Раймон Блан.

Из архива «Как потратить»

Читайте также