Cемейное гнездо превратилось в исторический объект

Поместье Ickworth House как часть масштабной коллекции National Trust

Поместье Ickworth House стало частью масштабной коллекции National Trust – британской благотворительной организации, которая с 1896 года занимается охраной, реставрацией и сохранением исторических домов, поместий, деревень, пабов, парков и участков береговых линий по всей Великобритании, – еще в 1956 году. И все эти годы любителям старины оставалось лишь радоваться столь удачному союзу.

Но в мае 2015 года руководство National Trust приняло амбициозную стратегию модернизации как самого фонда, так и способов управления и коммуникации. Согласно данному плану, рассчитанному на десять лет, организация в целом должна стать более гостеприимной и приветливой для людей всех возрастов и культурных потребностей (вход для публики на некоторые объекты – бесплатный; за то, чтобы посмотреть другие, надо платить). Это позволит привлекать больше посетителей, волонтеров, попечителей и людей, покупающих членство в организации (платишь раз в год, ходишь везде бесплатно, получаешь бонусы).

Таким образом National Trust повысит прибыльность и сможет начать реставрацию и консервацию объектов, среди которых 149 музеев, 83 000 коллекций, 400 исторических фабрик и шахт (включая две золотодобывающие), 61 паб, более 500 исторических домов, памятников и 76 природных резерваций, а также более 257 000 га земли и около 1200 км прибрежных линий.

Именно для повышения «уровня гостеприимства» из классического интерьера библиотеки в Ickworth House вынесли всю мебель и заменили ее на кресла-мешки, наполненные пенорезиной. В британском обществе это вызвало скандал. Популярный искусствовед Бендор Гровенор и некоторые из 4,2 млн членов организации заявили, что это неуместно. Британская газета The Daily Telegraph задалась вопросом: «Быть может, это какая-то эксцентричная шутка от National Trust? Или организация просто тупеет?»

Стоит отметить, что дом-музей построен в 1795–1826 годах итальянским архитектором Антонио Аспруччи, мебель выполнена в мастерской France and Banting – поставщика французского королевского двора, на стенах – работы Веласкеса, Тициана, Пуссена, портреты бывших владельцев кисти Гейнсборо, Рейнольдса.

До мая 2015 года посещение дома для большинства гостей ограничивалось хождением по роскошно меблированным комнатам по маршрутам, очерченным музейными мобильными ограждениями из бархатных канатов, – вполне традиционный способ созерцать прекрасное в историческом доме-музее. Но в мае ограждения убрали, старинную мебель отправили в хранилище, а всем желающим разрешили валяться в мягких креслах среди картин мастеров прошлого. Дети могут даже попрыгать.

Менеджер по маркетингу и активному включению публики в работу организации Сью Боргес объяснила корреспонденту «Как потратить»: «Два года назад мы начали считать, сколько времени посетители проводят в библиотеке. Результат – в среднем девяносто секунд. Мы решили сделать комнату более приветливой, более интересной и удобной, поэтому в мае этого года поставили вместо старой мебели современную, сделали новое освещение, заменили информационные баннеры на более интересные. В конце года мы снова начнем считать, сколько времени люди проводят в новом интерьере: все эти меры помогают понять, как сделать, чтобы люди проводили в доме больше времени и получали от посещения больше удовольствия. На сегодня могу сказать, что подавляющее большинство отзывов, которые мы получаем, очень позитивны. Изменения позволили людям лучше понять историческую ценность поместья».

Защищая свою идею, организация цитирует куратора Джеймса Грасби: «Исторические дома (дома-музеи) в отличие от традиционных музеев ценны в целом как объекты, а не теми или иными экспонатами. Их облик создается обитателями постепенно, с течением времени, культурные слои формируются наподобие геологических, наслаиваются друг на друга. Конечно, мы должны радоваться, что эти дома сохранились. Но этого недостаточно. Мы хотим, чтобы наши посетители и все, кто нас поддерживает материально, понимали, что, с одной стороны, мы любим наши объекты, но с другой – нам нужно найти возможность соответствовать сегодняшним интересам и ожиданиям. Это значит, что мы должны сделать наши объекты современными, развлекательными и познавательными. И если некоторые достопримечательности интересны сами по себе, то другие нужно менять. Чтобы посетители могли понять дух того или иного места, иногда нужно искать новый способ презентации, нежели просто дать возможность посмотреть».

Всем желающим разрешили валяться в мягких креслах среди картин мастеров прошлого

Еще один новый способ презентации был испробован в другом объекте, находящемся в управлении National Trust: эдвардианские интерьеры дома Dunham Massey были переделаны в госпиталь – точную копию Стэмфордского военного госпиталя (Stamford Military Hospital), который был развернут здесь во время Первой мировой войны. Теперь, вместо того чтобы рассказывать об архитекторах, которые работали над интерьером дома, и художниках, которые писали картины, здесь рассказывают истории врачей, медсестер и 282 солдат, которые тут работали и лечились.

Для National Trust это новый подход, потому что до 2014 года организация «вела» все свои исторические дома только как меблированные «семейные гнезда». Новый способ соответствует пункту стратегии «сделать так, чтобы каждое посещение объекта несло что-то новое». Этот принцип, кстати, давно адаптировали крупные британские музеи, где одновременно проходят до пяти масштабных тематических выставок, которые зачастую привлекают гораздо больше посетителей, чем постоянная экспозиция. При этом выставка может состоять из части постоянной коллекции и новых объектов, которые в «свежем» сочетании будут интерпретированы по-другому. Например, картины Ботичелли из постоянной коллекции могут присутствовать на выставке подделок Ботичелли. А картины британских художников в сочетании с несколькими привезенными работами Рубенса будут наглядно показывать влияние Рубенса на британскую живопись.

Помимо этих нововведений руководство National Trust планирует и другие: построить на своих объектах кафе и велосипедные дорожки, сделать их более интересными для посещения семей, обучить гидов по-иному преподносить информацию, включить в работу организации местных жителей, которые живут по соседству с объектами.

Стоит отметить, что в «трасте» всего 10 000 сотрудников, остальную работу выполняют 60 000 волонтеров по всей стране. Но для воплощения в жизнь десятилетнего плана реставрации и консервации организации National Trust, которая финансируется не государством, а через продажу членства, билетов посетителям и за счет пожертвований доноров, нужно достичь постоянной и устойчивой прибыли, которая не только покроет расходы, но и даст как минимум 10% доходности в год. Для обеспечения такого устойчивого уровня дохода National Trust планирует выстроить и углубить долгосрочные отношения со всеми категориями, от которых зависит финансово. И если члены организации, которые платят за членство, однажды «попавшись», традиционно продолжают платить, то людей, которые ходят в такие музеи от случая к случаю, нужно привлекать. Для этого как раз и разработан трехлетний проект разнообразных «культурных экспериментов», которые позволят в итоге понять чаяния широких масс и соответствовать их желаниям и ожиданиям. Подобная мера в свою очередь дает шанс повысить уровень платных посещений, которые на сегодня составляют 20 млн человек в год.

Естественно, часть искусствоведов не поддерживает инициативы. Некоторые из них даже не могут поверить, что руководитель National Trust Хелен Гош заявила: в исторических домах «слишком много всяких вещей» – и решилась отправлять «драгоценную» мебель в хранилища. Другие, наоборот, говорят: инициатива заставила их задуматься о том, что они немного старомодны. Посетители также разделились на два лагеря.

В связи с этим интересно вспомнить, что архитекторы всего мира ездят в Лондон учиться гармонично сочетать старинные здания и современную архитектуру, создавать гармоничную среду, в которой эпохи одновременно имеют лицо и дополняют друг друга. Быть может, через несколько лет опыт National Trust начнут перенимать другие культурные организации, а руководители будут ездить по миру и читать лекции о том, как научиться делать пространство исторических музейных объектов более приветливым для простых людей. Интересно будет задать им вопрос, как они относятся к теории «цветущей сложности» Константина Леонтьева.

Фото: Getty Images; Top Foto/ fotodom.ru

Из архива «Как потратить»

Читайте также